Типичные компактные сооружения «Гроднооблсоюзпечати» уже прочно обосновались на улицах наших городов практически в любом выгодном для торговли месте. Киоски, торгующие газетами, журналами и универсальными товарами стали нам привычны. Насколько они актуальны с появлением магазинов крупных торговых сетей? Что предлагают сейчас и есть ли у них преимущество перед супермаркетами? Выясняем это в киоске «Союзпечати», что в центре города.
Продавец Алла Викторовна Полуян работает здесь около 15 лет. Ее день традиционно начинается с просмотра свежей прессы. Говорит, за это время успела отлично разобраться во вкусах многих мостовчан и точно знает, что им придется по душе.
- Здравствуйте, что у вас новенького? – спрашивает зашедший пожилой мужчина, очевидно постоянный клиент.
- Пресса не выходит так часто, как вы ее читаете, - шутит Алла Викторовна и лишь интересуется, на какую сумму рассчитывает покупатель, дает ему свеженький номер газеты, и тот уходит довольный.
Помимо взрослой и детской периодики, киоск «Гроднооблсоюзпечати» предлагает мостовчанам продовольственные и непродовольственные товары: бытовую химию, парфюмерию, косметику, сувениры, подарки, игрушки, штучные продукты питания и иные товары народного потребления широкого профиля.
- Насколько популярны киоски сейчас?
- Был момент, когда люди практически перестали к нам заходить. И мы уже начали думать, что «Союзпечать» изживет себя. Но ассортимент нашего киоска постоянно обновляется и обогащается, чтобы привлечь посетителей. Например, сейчас появились недорогие креативные копилки и монетницы, которые моментально разбирают, полотенца, аксессуары для компьютера, сенсорные перчатки для удобного пользования мобильным телефоном в холодный период всего за 4 рубля 70 копеек, хотя рекомендованная на упаковке цена составляет 13 рублей.
Зачастую крупные города отказываются от киосков, рассматривая их как ненужный пережиток прошлого, заменяя автоматами с минимальным ассортиментом товаров, а то и вовсе одним видом продукции. Однако по мнению Аллы Полуян, киоски всегда будут существовать. Они удобны своим расположением и универсальным набором товаров.
- У вокзала лучше всего распродаются напитки, у нас – газеты и журналы, канцелярия и игрушки, - констатирует продавец.
- Какие товары выставляются на передний план?
- На самом видном месте расположены периодические издания, мелкие товары, чтобы покупатель смог их легко заметить, штучные сладости на уровне глаз детей.
- Как, на ваш взгляд, должен выглядеть киоск в городской среде?
- Планировка многих ларьков, в том числе нашего, продумывается без учета мнения продавцов, работающих здесь. Отсюда возникают неудобства ввиду отсутствия необходимых отделений и полочек, без которых выкладка товара затруднительна, приходится его клеить на скотч, от которого на стекле остаются следы. Также было бы хорошо иметь освещенную витрину. Этого не хватает.
- На каком ценовом уровне товары из киоска?
- К примеру, весной предлагаем всегда хорошие и дешевые семена. Как только привоз, сразу наблюдаем день открытых дверей. Люди сами обнаруживают, что у нас стоит недорого, и быстро рассказывают об этом окружающим. Есть категория товаров, которые разбираются моментально.
Мы заметили, что мужчины в основном приобретают газеты и сигареты. Алкоголь и пиво в киоске не продаются, только пакетированный кофе, а летом напитки. Запросы женщин намного обширнее: от расчески и батарейки до парфюмерии.
- Печатные издания все еще активно читаются?
- Они до сих пор востребованы. Спрос тех или иных изданий зависит от сезона. Зимой хорошо берут кроссворды. Летом они не популярны из-за большой занятости населения на дачных участках. Весной быстро продаются садоводческие издания, которые становятся неактуальны в летнее время. Лучше всего берут газеты с программой, традиционно «районку», «Комсомольскую правду». Детские раскраски покупают теперь редко. Многие смекнули, что их можно бесплатно распечатывать из интернета и не тратиться.
- Через какое время газета считается несвежей?
- Как говорится, газета живет один день. Поэтому ассортимент периодики обновляется ежедневно. Непроданные белорусские издания списываем в конце месяца, обычно по 20-25 «вязанок». Несколько раз в месяц на возврат уходят российские газеты. Уценок на товар нет, а жаль: люди интересуются, к тому же в соседнем Гродно такое есть. Считаю это более правильной организацией торговли. А в целом уровень продаж полностью зависит от дохода людей.
- О чем люди обычно заводят с Вами разговор?
- Беседуют о политике, пожилые - о здоровье, неизменна тема погоды, а у заводчан - о предприятии. Каждый рассуждает о своем. Причем самыми большими любителями поделиться мыслями являются мужчины, преимущественно пенсионного возраста. Есть и такие, кто редко что-то покупает, но по несколько раз на день может заглянуть, чтобы просто поздороваться и поинтересоваться, как дела.
В. ТРЫНКИНА
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад