Как поется в известной песенке, «к четырем прибавить два, по слогам читать слова», – этому и многому другому ребенка научат в школе. И все же родители будущих первоклассников задаются вопросом: чему они должны уделить внимание, готовя их к школьной жизни.
Как объяснили в главном управлении образования облисполкома, готовность будущего первоклассника к школе определяется не умением читать, писать, считать, а тем, насколько в нем сформированы такие качества, как усидчивость, самостоятельность, способность точно следовать инструкции, стремление к достижению нужного результата и многое другое.
– Практика показывает, что лучше готов к школе не тот ребенок, который много знает или бегло читает, а тот, который в силу своих личностных особенностей способен к произвольному усвоению систематических знаний на уроке. Дети с подобным набором личностных качеств не только быстро догоняют своих «обученных» до школы сверстников, но порой и стремительно их обгоняют уже на первой ступени общего среднего образования, – рассказала начальник отдела общего среднего и дошкольного образования главного управления образования облисполкома Светлана Ковалевская.
Чтобы подготовить ребенка к школьной жизни, необходимо уделить особое внимание развитию речи, памяти, мышления, восприятию информации, усидчивости. У будущего первоклассника должно быть желание выполнить задачу, поставленную педагогом, и понимание того, что надо делать и что у него должно получиться в результате. Он должен уметь обобщать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки, делать простые логические выводы. Немаловажно также понимать смысл и последовательность событий, будь они на картинках, в рассказе или в жизни, ориентироваться в пространстве (верх-низ, вправо-влево, вперед-назад). Дети в этом возрасте умеют находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу, правильно держать в руке карандаш, проводить заданные линии, копировать буквы, цифры рисунки и фигуры, соблюдая размерность. И, конечно же, вполне могут рассказать о себе, своей семье, быте.
Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, определение их последовательности в слове, представление о гласных и согласных, твердых и мягких звуках, о слоговом строении слова, словесном составе предложения. Ребенок должен уметь самостоятельно связно и последовательно пересказать литературное произведение, к примеру, сказку или рассказ.
Стоит ли учить ребенка читать до поступления в школу? Как утверждают педагоги, однозначно нельзя дать ответ на этот вопрос. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает буквы и легко переходит к чтению, не стоит ему мешать. Если же он отказывается учиться читать, то не следует настаивать на этом, чтобы не сформировать у него страх перед школой и самим процессом чтения.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад