Дети войны, малолетние узники фашистских застенков… Жизнь этих людей началась с лишений: война принесла с собой горе, смерть, слёзы, страх, тяжёлый труд на чужбине. Многое пришлось пережить и Евдокии Степановне Сивук из деревни Залески, которой в 1941 году исполнилось 16 лет. Сейчас её возраст подбирается к сотне, но она отчётливо помнит каждый прожитый день в условиях немецкой оккупации и концлагеря.
В народном музее боевой славы Лунненской средней школы собраны воспоминания многих земляков, переживших трагические события 80-летней давности и прошедших дорогами Великой Отечественной войны. Среди них – и листочки из школьной тетради, исписанные аккуратным почерком Евдокии Степановны Сивук. Читать без волнения эти строки невозможно:
«Когда началась война, в Германию меня сразу не забрали. Была ещё маленькая. Два года немцы здесь гоняли на работу. Мы картошку копали, рожь убирали. Думали, что так и будет. Но вскоре молодёжь стали забирать по возрасту. Нас погрузили в вагоны и повезли. Сначала работала на кирпичном заводе вместе с пленными русскими.
Сколько слёз пролилось… Всё время плакали… Все плакали… Меня старшие успокаивали: «Дуся, ну чего ты плачешь? Скоро война закончится. Домой все поедем». Хотя все понимали, что война ещё не скоро закончится, и от этого становилось ещё больнее…
На заводе давали одну буханочку хлеба на десять человек на сутки. Хлеб вечером порежем, чтобы хоть поровну всем было. Я всегда этот кусочек пополам делила, чтобы сразу два раза укусить и утром два раза укусить. Один раз в день кормили какой-то похлёбкой из брюквы или бобов.
Перед самой Победой нас перегнали в концентрационный лагерь Штуттгоф. Это было страшно: колючая проволока, надзиратели, печи, где сжигали людей… Помню, как над лагерем летали самолёты и бомбили. Кто-то предложил вырвать пол и выкопать яму. Только мы так сделали, как рядом разорвался снаряд. Кто успел спрятаться, тот и остался жив, остальные погибли. Из лагеря нас выводили советские солдаты».
По возвращению домой Евдокия Степановна, набравшись сил, устроилась работать на кирпичный завод в Лунно. Тридцать лет там отработала, до выхода на пенсию.
– Я была формовщицей, потом съёмщицей – на люльки кирпич складывала, – вспоминает женщина. – Вы не представляете, какая это тяжёлая работа. Одного сырого кирпича вес был 5 килограмм, а их надо было всё время по два брать. А это конвейер, его не остановишь, чтобы передохнуть. Надо было внимательно смотреть: два кирпича снять и положить на люльку, а четыре пропустить и так далее. За смену выпускали двадцать тысяч кирпичей. Вот сколько тонн надо было руками перенести!
После войны люди стали строиться, восстанавливать города и деревни, поэтому спрос на кирпич был хороший.
– Работали в три смены, – рассказывает наша собеседница. – Тяжелее всего было в ночную смену. А после работы приходишь домой, берёшь косу и идёшь на луг косить, чтобы хозяйство покормить. Так и жили… Тяжело, но все вместе, помогая, поддерживая и выручая друг друга. На заводе я всё время в передовиках была, здесь меня очень уважали. На Доске почёта размещалась моя фотография. О тех годах сейчас напоминают многочисленные награды: почётные грамоты, медали. Одна из них – знак «Ударник коммунистического труда».
Сейчас помощь в домашних заботах и жизненных ситуациях Евдокии Степановне, у которой больные ноги, оказывает социальный работник. Она и воды принесёт, и дров, и лекарствами нужными обеспечит, и о жизни поговорит.
– Берегите мир, покой и то, что имеете, – наказывает молодым бывшая узница концлагеря, – не допустите повторения того, что нам довелось пережить…
Наталья ШЕВЧИК
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад