Учащиеся и педагоги Песковской средней школы посетили мемориальный комплекс «Хатынь» и уникальный музей – эмоциональное пространство, попав в которое каждый из нас пропустил через себя всю боль и ужасы войны, прочувствовал горе, которое она несёт.
Музей был открыт к 80‑й годовщине трагедии в Хатыни и находится на территории мемориального комплекса. Стеклянный пол пронизывает «кровавый ручей», где рядом вещи ещё живых, но уже погребённых людей. Мы боялись ступить на этот ручей. «Кровавый ручей» привёл нас к небольшой инсталляции – плюшевый медвежонок, а рядом с ним автоклав для кипячения шприцов. Это напоминание нам, как нацистские изуверы выкачивали кровь из детей и переливали её своим раненым офицерам. Люди в белых халатах, клявшиеся спасать жизнь, беспощадно забирали её у беззащитных детей. В этом же зале разместилась скульптура девушки, идущей на эшафот. Это собирательный образ, ставший символом всех невинно убитых белорусов, юности, которая погибла, не успев расцвести. Музей собрал уникальные фотоулики геноцида белорусского народа. На одном из фото неизвестная девочка копает себе могилу, а вокруг толпятся палачи в ожидании совершить роковой выстрел.
До слёз тронул нас зал, посвящённый сожжению Хатыни. В дополнение к инсталляциям установлены светодинамические экраны, которые воссоздавали эффект нахождения в горящем сарае. Мы буквально ощущали запах гари, ловили взгляды погибших в Хатыни и просто интуитивно искали выход. Мы как будто находились в сарае, в котором в 1943 году заживо сожгли 149 человек. Самому младшему из них было всего 7 недель. В центре зала – сруб колодца как напоминание о практике оккупантов сбрасывать в них детей. Со стен зала за чудовищной сценой наблюдают молчаливые лики – свидетели подобных карательных операций. Мы спрашивали себя: как можно жечь детей, как можно их бросать живыми в колодец? Маленьких деток совсем. Один годик, два годика… И дети погибали там в муках. Это невероятно, но это так. Перед нашими глазами детская игрушка, застывшая над этой бездной. Вот всё, что осталось от этих детей. Только память.
В последнем зале экскурсовод познакомил нас с историческими исследованиями трагедии войны, рассказал историю создания мемориального ансамбля «Хатынь». Алесь Адамович, Янка Брыль и другие авторы годами записывали свидетельства выживших. Эти голоса прошлого мы слышали из ретропроигрывателя. Нас познакомили с собранными уникальными экспонатами, обнаруженными в ходе расследования Генеральной прокуратурой уголовного дела о геноциде белорусского народа. Неподдельный ужас вызвала найденная в одной из могил монтировка. Следователи полагают, что ею фашисты забивали людей по голове до смерти, чтобы не тратить пули.
Выйдя из музея, мы продолжили экскурсию по мемориальному комплексу. Каждые 30 секунд мы слышали протяжный звон бронзовых колоколов, который напоминал нам ещё раз о трагедии. Возложили цветы у скульптуры «Непокорённый человек» и у Стены памяти.
Посетив мемориальный комплекс «Хатынь», мы ещё раз осознали, ценой какой борьбы, страданий и жертв завоёвано счастье мирной жизни в наше время. Пламя Хатыни обжигает сердца, напоминая о священном долге каждого – беречь мир и покой на родной земле, не допустив повторения ужасов войны.
Галина ГОЛОВЕНКО,
классный руководитель
11 класса Песковской средней школы
Оперативные и актуальные новости в нашем Telegram-канале
Подписывайтесь по ссылке
#образование #экскурсия #память #Мостовщина
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад