Любой вид насилия от близкого человека всегда оставляет неизгладимый след. Журналист редакции пообщался с Ириной Евдокимовой, заведующей отделением социальной адаптации и реабилитации государственного учреждения «Центр социального обслуживания населения Мостовского района», и узнал, каким может быть домашнее насилие, почему оно происходит и что делать, если вы с ним столкнулись.
– Выделяют несколько форм домашнего насилия. В чём разница?
– Домашнее насилие бывает физическое, психологическое, сексуальное, экономическое, медицинское.
Все виды насилия тесно взаимосвязаны. Если в семье агрессор практикует физическое насилие, безусловно, это причиняет и духовную травму, а не только физическую боль. Экономическое насилие строится зачастую на манипулировании и контроле. За сексуальным насилием обычно стоят физические травмы и серьёзные проблемы со здоровьем. Как видите, сложно представить себе ситуацию, когда агрессор применяет только один вид насилия, зачастую жертвы страдают одновременно от нескольких различных его видов.
– Почему в семьях возникает домашнее насилие?
– Суть любого насилия – это стремление к власти и контролю, стремление максимально унизить жертву. Напряжённость жизни, бездуховность, стрессы, социальная неустроенность, утрата ориентиров и семейных ценностей, возросшая алкоголизация – всё это в значительной степени формирует благодатную почву для возникновения той или иной формы насилия.
– Когда читаешь монологи жертв, в них всегда есть одна общая черта – насилие длиться какой-то период. И всегда возникают вопросы: как это могло зайти так далеко? Почему жертвы продолжают жить в подобных условия?
– Существует множество причин, по которым женщина остаётся в насильственных отношениях. К примеру, если она выросла в семье, в которой насилие было привычным или она может думать, что до сих пор любит обидчика и зависит от него эмоционально. Есть еще причины: женщина считает, что только она может помочь обидчику разрешить проблемы (избавиться от алкогольной зависимости и от депрессии); женщина убеждена, что как только разрешатся его проблемы (с работой, бросит пить), он перестанет издеваться над ней; женщина находится в экономической зависимости от обидчика; трудности в трудоустройстве и отсутствие финансовой помощи, особенно для женщин с маленькими детьми; отсутствие жилья, как надежной защиты для женщины и детей; женщина испытывает недостаток психологических и физических сил и веры в себя для прекращения или изменения отношений и начала новой жизни; устойчивое влияние культурных стереотипов, призывающих к сохранению семьи любой ценой; окружающие (партнер, родственники и т.д.) убеждают женщину, что она сама виновата в насилии и может остановить его, подчинившись требованиям партнёра.
Получать побои от человека, которого любишь и от кого зависишь, – это очень тяжёлое переживание. Ведь мужчина не только бьёт, но и извиняется, заботится, переживает и утешает, делает подарки. Перепады между его сочувствием, заботой и его жестокостью усложнять принятие решения о разрыве отношений.
– Говоря о психологическом насилии, почему о нем мы думает во-вторую очередь, когда слышим «домашнее насилие»? Физическое насилие более распространенно?
– Как раз наоборот. Именно психологическое насилие является ядром насилия, исходной формой, на основе которой может возникнуть физическое и сексуальное насилие. Психологическое насилие является самой распространённой формой семейного насилия и включает в себя различные формы проявления: угрозы, унижения, ложь, запреты и т.д. Физическая агрессия всегда оставляет за собой психическую травму – даже лёгкая пощёчина вызывает унижение. И наоборот, вербальная угроза сразу же вызывает ассоциацию с физической расправой (быть вышвырнутой на улицу, к примеру). Очень важно подчеркнуть, что психическое насилие ассоциирует слова с физическими действиями, вызывающими страх, поэтому никогда нельзя говорить о психическом насилии как о насилии «меньшей интенсивности».
– Как жертве поступать в такой ситуации? Уйти?
– Если вы подвергаетесь насилию, то стоит вызвать милицию. Причем не нужно бояться и стыдиться шума. Важно поставить на весы: твоя жизнь и жизнь твоих детей или постановка в СОП, например. Необходимо помнить, что обращение в милицию – это только маленький шажок. Такие отношения не проходят сами собой. Как правило, они затяжные и очень болезненные, и лучше всего обратиться за длительной психотерапией к специалисту.
– Стоит ли вмешиваться, если ты являешься очевидцем домашнего насилия? К примеру, у друзей или родственников. И вообще, как стоит поступать в таких ситуациях?
– Очень важно составить план безопасности. Его мы отрабатываем со своими клиентами индивидуально.
Важно понимать, что сочувствующий человек может только передать наш номер телефона, например, но заставлять или с пристрастием убеждать в том, чтобы другой позвонил, ни в коем случае нельзя. Заставляя, вы превращаетесь в такого же агрессора и оказываете насилие, которое этот человек уже и так испытывает в семье.
Если жертва делится с вами своей историей, рассказывает о насилии, то ваша информация о помощи и схемах безопасности может помочь. Но если жертва скрывает акт насилия в семье, то, скорее всего, она не хочет, чтобы об этом кто-то знал, или боится огласки и помочь ей в этом случае очень сложно.
Важно помнить, что помощь не должна быть во вред.
За помощью на консультацию к психологу можно обратиться в Социальную гостиную по адресу: г. Мосты, ул. Советская, 48, телефоны: 6-05-87, 6-05-88.
Карина ГУРЕВИЧ
Фото из открытых интернет-источников
Согласно закону Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» «насилие в семье – умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания».
«Члены семьи – близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство».
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад