Никогда не оставляйте в зоне доступности ребёнка лекарства, чистящие средства, батарейки, спички, колюще-режущие предметы
Беда на ровном месте
Отсутствие контроля со стороны взрослых в большинстве случаев становится причиной всевозможных травм, получаемых детьми. Как только ребёнок становится самостоятельным, возрастает число потенциально опасных мест для него. И предусмотреть все невозможно. В позапрошлом году, к примеру, в посёлке Дрибин десятилетний мальчик опёрся на перила детской горки, которые сломались, не выдержав веса ребёнка. В результате школьник получил черепно-мозговую травму и перелом основания черепа. А в Речице третьеклассник пытался перелезть через металлический забор и проткнул проволокой палец руки так, что вызволять ребёнка пришлось спасателям. Появляются случаи травмирования и гибели детей при попытке сделать уникальное «селфи». В апреле в Петрикове погиб подросток, который забрался на опору ЛЭП ради удачного фото.
Учите ребёнка правилам безопасного поведения каждый день. Используйте для этого нестандартные методы: играйте с ним, показывайте познавательные мультфильмы и ролики, приводите примеры из сказок. Начинать обучать ребёнка безо-пасности нужно уже с 2-3 летнего возраста. При этом старайтесь в беседе заменять слово “нельзя” словом “опасно”. Не делайте упор на запреты: старайтесь объяснить ребёнку, к каким последствиям приведёт действие. Например, вместо “не включай электрочайник самостоятельно” скажите: “Будь осторожен, включать электрочайник самому опасно — ты можешь обжечь руку. Давай я тебе помогу” или “Включать электрочайник можно, если рядом папа”. И, конечно, сами будьте примером для детей: если вы всегда будете выключать электроприборы, уходя из дома, то и ребёнок будет делать так же. Дети следуют не советам, а поступкам, поэтому соблюдайте правила безопасности вместе! И самое главное, не оставляйте детей одних, особенно дошкольного возраста.
НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД
Научить ребёнка правилам безопасного поведения проще, чем кажется на первый взгляд. Конечно, скучные лекции о том, как не надо делать, вряд ли увлекут вашего малыша. Поэтому используйте неординарные способы обучения. Рисуйте вместе.
Дети лучше всего усваивают информацию в виде картинок. Поэтому постарайтесь донести до своего ребёнка информацию визуально. Например, рассказывая об опасностях, которые подстерегают его в квартире, нарисуйте план своего дома и красным фломастером обведите места, в которых ему нужно быть наиболее осторожным. Чтобы ребёнок лучше усвоил правила безопасности, рисуя разные ситуации, проговаривайте все детали картинки. Рассказывая о каждом из правил, делайте несколько рисунков, которые потом можно будет объединить одной историей.
Непослушный Колобок
Если вы привыкли читать ребёнку сказки на ночь, то для вас нет ничего проще, чем на примерах сказочных персонажей рассказать малышу о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Например, читая сказку о Колобке, разъясните ребёнку, что нельзя уходить одному из дому и разговаривать с незнакомцами. А рассказывая сказку “Семеро козлят” — почему нельзя открывать двери квартиры посторонним людям. При этом обсуждайте с малышом каждый шаг сказочного героя. Спросите, почему он поступил так, а не иначе, или как бы поступил сам ребёнок, оказавшись на месте этого персонажа.
Кто спешит на помощь?
Ещё один способ сделать правила безопасности лёгкими для запоминания — разыграть с ребёнком различные ситуации. Например, вы можете предложить ему сыграть в игру “Спасатели спешат на помощь”. Расскажите малышу о том, как и в каких ситуациях нужно вызывать пожарных и спасателей, а после этого примерьте на себя роль диспетчера, которому позвонит ваш ребёнок в чрезвычайной ситуации. При этом обратите внимание на то, чтобы он запомнил номера 101 или 112, по которым нужно звонить, назвал правильный домашний адрес, имя и фамилию, смог объяснить, что произошло: для этого проговорите несколько ситуаций, к примеру, загорелся телевизор, в квартире появился запах дыма и так далее.
ТЕСТ
Проверьте себя и ребёнка. Можете ли вы быть уверенными в том, что с вашим сыном или дочерью, оставленными без присмотра, ничего не случится? Проверьте себя и своих детей, ответив на вопросы нашей анкеты.
1. Спросите у своего ребёнка ваш домашний адрес и телефон.
2. Спросите у ребёнка, знает ли он номер мобильного телефона мамы или папы.
3. Спросите у ребёнка, по какому телефону вызывают:
— скорую помощь;
— спасателей;
— милицию.
4. Спросите у ребёнка, что он будет делать, если в доме что-нибудь загорится, а вас не будет дома:
— спрячется в другой комнате;
— выбежит из квартиры и позовёт на помощь;
— спрячется в шкафу;
— выбежит на балкон.
5. Если ребёнок дома один, а в дверь позвонили, он:
— скажет, что дома никого нет;
— откроет дверь и посмотрит, кто пришел;
— спросит “кто там?”, а потом скажет, что мама в ванной;
— будет сидеть тихо, как будто его нет;
— позвонит родителям и скажет, что кто-то звонит в дверь.
6. Если ребёнок гуляет на улице, а к нему подойдёт незнакомый человек и позовёт посмотреть маленьких котят (новую игрушку, “секрет”), то он:
— сразу же убежит;
— позовёт с собой друга, и они пойдут смотреть вместе;
— пойдёт смотреть один.
7. Если ребёнок застрянет в лифте, то он:
— станет кричать и стучать ногами по дверям;
— будет тихо сидеть;
— будет нажимать на все кнопки подряд;
— найдёт кнопку с колокольчиком и громко скажет диспетчеру, что произошло, сообщит свой адрес.
8. Если на ребёнка рычит и лает собака, то он:
— быстро убежит домой;
— остановится, даст команду “фу!” или “сидеть!” и будет медленно двигаться к любому укрытию;
— будет махать руками и кричать на собаку;
— будет тихо идти, стараясь не смотреть на собаку.
9. Если ребёнок поранится, то он:
— вытрет рану платком и будет играть дальше;
— промоет рану хозяйственным мылом и водой, обработает спиртом или йодом;
— обратится к знакомому взрослому, чтобы он помог обработать ранку;
— будет ждать маму, чтобы она что-то сделала с ранкой.
10. Если ребёнку нужно перейти улицу, то он:
— подождёт, пока не будет машин, и пойдёт;
— дождётся зелёного света на светофоре, посмотрит, все ли машины остановились, и пойдёт;
— пойдёт через улицу, когда двинутся все люди, стоящие на переходе;
— попросит кого-нибудь из взрослых перевести через дорогу.
11. Если маме, папе или бабушке (дедушке) стало плохо, а, кроме него, больше никого нет дома, то он:
— будет тихо сидеть рядом и не шуметь;
— вызовет по телефону 103 скорую помощь;
— позовёт на помощь соседей;
— пойдёт в другую комнату играть.
12. Если ребёнок, гуляя с вами в лесу, найдёт какую-то красивую ягоду или гриб, то он:
— сорвёт её (его) и попробует на вкус;
— сорвёт и положит в корзинку;
— не будет трогать, пока не спросит разрешения у родителей.
А. ЖВИРБЛЯ,
инспектор ГПиВО Мостовского РОЧС лейтенант внутренней службы
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад