— На днях общественность всколыхнул разговор известных российских пранкеров Вована и Лексуса, который они провели якобы от имени Светланы Тихановской с американским Национальным фондом поддержки демократии (NED). Что ситуацию в Беларуси раскачивают из‑за рубежа — это, конечно, ни для кого из нас не новость. На ваш взгляд, не пора ли государству уже реагировать на подобные факты на законодательном уровне?
— На мой взгляд, реакция должна быть максимально принципиальной и лежать сразу в нескольких плоскостях. Это и законодательный уровень: уже давно назрело появление в белорусском праве раздела или отдельного закона об иностранных агентах. Мы от него никуда не уйдем, поскольку это практика самых развитых, крупных, демократичных стран мира. В той или иной степени подобное законодательство присутствует во всех развитых странах. Защита своего национального информационного пространства и информационного суверенитета декларирована в Беларуси как ценность, а следовательно, должна отстаиваться и защищаться. Во‑вторых, необходим мониторинг, который должен провести и Белорусский союз журналистов, чтобы максимально широко, подробно и наглядно рассказать белорусскому обществу о том, кто на самом деле выступает в Беларуси под брендом так называемых независимых медиа и неправительственного сектора. Хотя сама структура подобных медиа необходима любому государству и очень важна с точки зрения развития демократических стандартов. В‑третьих, мы ходатайствуем о том, чтобы Министерство информации провело проверку на предмет законности иностранного финансирования наших так называемых коллег. Если иностранное государство через целую разветвленную сеть, такую как NED, через политические институты финансирует часть белорусского гражданского общества, тем самым и медиа, и гражданское общество ставятся в неравные, неконкурентные условия. У Министерства юстиции есть практика — запрашивать полный и детальный отчет о финансировании, особенно иностранном. И ни для кого не секрет, что все общественные объединения в Беларуси, действующие легально и законно, такой отчет представляют. БСЖ такой отчет представил в Минюст буквально 2 недели назад, в нем полностью показаны источники нашего финансирования и те направления, по которым мы эти финансы расходовали. Подчеркну, что Союз журналистов является полностью независимым и прозрачным, у нас нет государственных источников финансирования или тем более иностранных. Мы существуем исключительно за счет членских взносов и доходов от сдачи в аренду неиспользуемых помещений, которые нам принадлежат.
- Ну и четвертое — это общественная реакция. Общество должно наконец открыть глаза и увидеть, что, как признался глава NED, в формате «пятой колонны» на протяжении двух десятилетий финансируется антибелорусская, антигосударственная, подрывная деятельность.
— Ну, как нам говорят, «это другое». И когда мы защищаем свой информационный суверенитет, нам открыто заявляют: мол, вы не имеете права это делать.
— Это не «другое», поскольку у нас перед глазами не просто опыт каких‑то отвлеченных стран — у нас опыт величайшей демократии на планете, США, где новая администрация господина Байдена в аналогичной ситуации объявила аналогичных акторов внутренними террористами и действует предельно жестко, отсылая нас к базовым стандартам невмешательства в дела суверенного государства. Я думаю, мы должны перенимать лучший опыт лучшей демократии на планете и использовать ровно те же инструменты, которые используют американская администрация, правительственные и неправительственные учреждения. Закон об иностранных агентах в США существует с 1938 года, он предусматривает до 5 лет тюрьмы и до 10 тысяч долларов штрафа каждому, кто нарушает законодательство. Это наш запрос белорусским парламентариям, мы обращаемся к ним с просьбой сделать работу медиа максимально прозрачной, равной, конкурентной и не нарушающей национальные интересы Беларуси.
— С прошлого года работа наших СМИ резко трансформировалась, стала более яркой, нас начали смотреть и читать даже те люди, которые раньше избегали государственных СМИ…
— Мировые тренды свидетельствуют о том, что предпочтения общества, столкнувшегося с лавиной фейков и дезинформации, особенно в условиях пандемии коронавируса, снова качнулись от социальных сетей и мессенджеров в сторону классических медиа, которые проверяют информацию и опираются на источники, заслуживающие доверия. Люди хотят получать достоверную информацию и остро реагируют на фейки, идущие через так называемые новые медиа.
Что касается коллег, они действительно перестроили свою работу на марше, в условиях, по сути, информационной гибридной войны. Прежде работа наших журналистов состояла в прогосударственной примиренческой позиции, которая сглаживала острые углы, пыталась не выпячивать противоречия в историческом самосознании, в отношении к традициям и культуре, к великому подвигу Великой Победы или те жуткие факты геноцида, которые являются противоречием между действующей государственной политикой Беларуси и стран‑соседей — Польши, Украины, стран Балтии. Но позиция соседних государств просто вынудила белорусское государство и патриотическое медиасообщество отойти от этой политики.
Да, мы стали более откровенными в своих оценках. Да, отчасти язык блогосферы — острый, полемичный язык авторской журналистки — пришел в классические медиа, в телевидение, на радио, в газетные публикации. И это был запрос не только коллег‑журналистов — это был запрос общества. Мы отслеживаем ситуацию и видим, что такой контент очень востребован. Белорусские граждане хотят получать объективную, достоверную, оперативную информацию, но эмоционально, граждански, патриотически окрашенную и заряженную.
— Обращаясь к вашей программе «Понятная политика. Плюс» — это ведь тоже авторский проект?
— Авторский проект и коллективный труд огромного количества сотрудников Белтелерадиокомпании, где я имею честь работать как политический обозреватель. «Понятная политика» берет самые острые, животрепещущие темы — будь то противодействие героизации нацизма или годовщина трагедии в Хатыни, или самые свежие расследования наших коллег, которые приоткрывают завесу, например, над попыткой госпереворота в Беларуси и просто взорвали медиасообщество.
Стараемся ничего не замалчивать, копать глубже, чтобы очевидность того или иного факта стала явной не только для поколения 30—40‑летних и старшей аудитории, но и для молодежи, которая, к сожалению, в силу неопытности в большей степени доверяет социальным сетям и в меньшей степени обладает навыками критического анализа.
- Мы приглашаем наиболее компетентных экспертов, спорим, полемизируем, разбираем в деталях те новостные поводы, которые вызывают повышенный интерес и острую реакцию белорусского общества.
— Сейчас становится заметным такое явление, как патриотические блогеры. На ваш взгляд, надо ли их как‑то интегрировать в структуры наших СМИ, есть ли возможности у Белорусского союза журналистов предложить этим людям помощь, обучение?
— Не думаю, что независимых блогеров нужно подводить под формат государственных СМИ. Это отдельное направление в современных медиа, дополнительная обратная связь государства с обществом, которая ценна именно своей независимой патриотической позицией. Все, что зависит от БСЖ в плане образовательных модулей, продвижения контента блогеров, предоставления им, по их желанию, площадок, мы готовы делать. Есть программы медиахолдинга «Беларусь сегодня», «Альфа Радио», где можно выступать и озвучивать свою позицию, свой анализ. Есть программы политического стендапа, которые создают наши крупнейшие телерадиовещатели, и я знаю, что многие блогеры уже пользуются этими форматами. Если надо, мы готовы помочь выйти в ток‑шоу. Пожалуйста, приходите. Тем более есть возможность повысить свой профессионализм и компетенцию: очень скоро пройдет медиафорум, который Белорусский союз журналистов готовит совместно с Министерством информации. Он будет именно практическим семинаром для медийщиков, представляющих традиционные, конвергентные и новые медиа. Мы обязательно пригласим коллег‑блогеров к участию, будем учиться и сами.
— Вы очень активно работаете в соцсетях. Это вызвано тем, что молодежь, как говорят, телевизор не смотрит?
- Патриотическую, прогосударственную блогосферу мы считаем как минимум союзниками и партнерами.
— Представители любых поколений смотрят не обязательно телевизор, но созданный телевизионщиками контент. Нет разницы, в каком формате он создается, главное — достучаться до максимально широкой аудитории. Я вижу просто взрывной рост просмотров у наших медиа, и это хорошо. Это значит, что мы говорим с нашей аудиторией на правильном языке.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!