Президент Александр Лукашенко подписал 10 мая Декрет № 3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией». Этот документ ясно свидетельствует: государство не намерено сворачивать с пути последовательной, бескомпромиссной, принципиальной борьбы с коррупцией как с социальным злом, способным разложить все сферы общественной жизни.
Совсем недавно, обращаясь с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, Президент отметил, что белорусское антикоррупционное законодательство является одним из самых суровых в плане наказаний, применяемых к его нарушителям. Подчеркнул, что работа по противодействию коррупционным проявлениям ведется на системной основе, а ее результаты максимально открыты.
«Но, как показывает практика, несмотря на серьезнейшие меры ответственности, пока еще не до всех дошла простая истина о категорической недопустимости взяточничества и казнокрадства, — с сожалением констатировал Президент. — При этом масштаб выявляемых преступных схем не может не настораживать и требует от нас принятия дополнительных мер борьбы с подобными деяниями».
Вместе с тем Александр Лукашенко подчеркнул важность формирования в обществе нетерпимости к коррупции во всех ее формах и проявлениях.
Как видим, новые меры не заставили себя ждать. Мы попросили представителей Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры прокомментировать особенности подписанного декрета.
Сергей ЗАДИРАН, первый заместитель министра юстиции, рассказал, что этот документ впервые нормативно определил, какие именно преступления считаются коррупционными: «Нормативно-правовой акт содержит ссылку на 10 статей УК. Это, например, такие коррупционные преступления, как дача взятки, получение взятки, посредничество в даче взятки и другие. Документ предусматривает невозможность представления лиц, которые осуждены за эти преступления, к условно-досрочному освобождению и замене неотбытой части наказания на более мягкое».
При этом следует отметить — у осужденных за коррупционные преступления, как и ранее, остается право на помилование. Но на него могут рассчитывать лишь те осужденные, которые полностью возместили причиненный ущерб в назначенном размере и раскаялись в содеянном.
По словам С.Задирана, на недопустимость послаблений для коррупционеров неоднократно обращал внимание Президент: «Осенью прошлого года на учебе-семинаре по вопросам совершенствования работы строительного комплекса Глава государства в очередной раз поднял вопрос эффективного исполнения приговоров по этой категории преступлений. В соответствии с его поручениями Министерством юстиции осуществлялась разработка принятого документа». Над текстом акта специалисты работали более полугода. Он прошел все процедуры согласования, обсуждения и был поддержан всеми заинтересованными органами.
Декрет вступает в силу на следующий день после его официального опубликования. По словам первого замминистра, в документе дано поручение Правительству в трехмесячный срок обеспечить разработку законопроекта, который бы корректировал в соответствующей части Уголовный кодекс: «Это необходимо, поскольку Уголовный кодекс — единственный уголовный закон в нашей стране». После рассмотрения законопроекта и его принятия Парламентом положения декрета войдут в обновленный УК.
«Хочу отметить, что в целом наше законодательство направлено на исключение самих возможностей для появления коррупционных отношений, — поделился рассуждениями С.Задиран. — При этом очень важно обеспечить прозрачность процесса взаимодействия между лицами, принимающими те или иные решения, и субъектами, на которых они распространяются». По мнению первого заместителя министра юстиции, очень важно обеспечить такое законодательство, которое бы лишало должностных лиц дискреционных полномочий: «Иначе говоря, произвольного усмотрения. Должностное лицо должно принимать серьезное решение в соответствии с четким административным регламентом». Он также рассказал, что в нашей стране постоянно идет процесс совершенствования нормативно-правовых актов, к примеру, о госзакупках, о лицензировании, об административных процедурах: «Это все неотъемлемые элементы создания четкого антикоррупционного законодательства. Чем прозрачнее будет механизм принятия решений, тем меньше будет возможностей для злоупотреблений и возникновения коррупционных взаимоотношений».
Игорь ГРЕЙБО, начальник управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры, рассказал о фактах нарушения антикоррупционного законодательства в работе государственных и иных органов, выявленных во время прокурорских проверок:
«Отмечается, к примеру, незнание руководителями этих законов. И как следствие, мы видим низкую требовательность к подчиненным со всеми вытекающими последствиями. Специальные правила по соблюдению финансового контроля со стороны должностных лиц не исполняются».
В ряде случаев деятельность антикоррупционных комиссий проводится формально. Профилактика должным образом не налажена. Имеются просчеты и в кадровой работе. На руководящие должности назначаются люди, не обладающие соответствующими профессиональными качествами и с низким уровнем правосознания.
Игорь Грейбо проиллюстрировал принципиальность позиции государства такими цифрами: в стране ежегодно совершается более 2 тысяч коррупционных преступлений, к уголовной ответственности привлекается свыше тысячи должностных лиц предприятий и организаций всех форм собственности. В минувшем году по сравнению с 2017-м таких преступлений было на 31 процент больше.
Здесь важен акцент: это не говорит о том, что коррупционеров стало больше. Цифры красноречиво показывают, что работа по выявлению подобного типа преступлений стала системной и эффективной.
В 2018 году ущерб от коррупционных преступлений превысил 22 миллиона рублей. Чуть больше половины из них возмещены благодаря работе правоохранительных органов. Кроме того, наложен арест на имущество фигурантов на сумму 30 миллионов.
Безусловно, еще одной профилактической мерой в борьбе с коррупцией стало подписание нынешнего декрета. Документ, отмечает Игорь Грейбо, устанавливает невозможность применения к осужденным за ряд коррупционных преступлений условно-досрочного освобождения и замену неотбытой части наказания более мягким: «Этой нормой всем должностным лицам дается понять: никакого снисхождения за противоправные деяния не будет — ни при уголовном преследовании, ни при отбытии наказания. Здесь очень важна работа на упреждение». Представитель Генпрокуратуры полагает, что эта мера является неотъемлемой частью принципа неотвратимости наказания.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад