Что может быть страшней за ситуацию, когда сын поднимает руку на мать или отца? И не просто желая ударить в пылу разгоревшейся ссоры, а с целью убить, лишить жизни самого родного и близкого человека…Где скрываются истинные причины агрессии и личных неприязненных отношений? В чём трагедия женщины-матери, не сумевшей понять собственное дитя? Можно ли в таких случаях предотвратить беду? Попытаемся разобраться в сложных жизненных перипетиях и ответить на эти и многие другие вопросы уголовного дела, рассмотренного Гродненским областным судом в отношении 22-летнего жителя агрогородка Дубно И., совершившего убийство и покушение на убийство.
Эта криминальная история, произошедшая в феврале текущего года в агрогородке Дубно, поражает своей жестокостью и цинизмом и даже сейчас леденит кровь. Расследованием было установлено, что в ходе возникшей на почве личных неприязненных отношений ссоры, И. умышленно, противоправно, с целью лишения жизни нанёс своей матери Л. не менее трёх ударов клинком ножа в область грудной клетки и живота, причинив тяжкие телесные повреждения. Смерть Л. наступила практически сразу же, на месте трагедии.
Но этим всё не закончилось. Желая скрыть следы совершенного преступления, И. решил убить и сожителя матери К., нанеся ему не менее двух ударов клинком ножа в область грудной клетки и не менее двух ударов клинком ножа в область левого плеча и правого предплечья. К счастью, свой преступный умысел в отношении К. преступник до конца не довёл, так как потерпевший оказал ему активное сопротивление. В процессе самообороны К. нанёс И. удар металлической кочергой в область головы. Это немного остудило агрессора, который даже пошел на ферму, чтобы вызвать скорую помощь.
Будто клинком острого ножа, того самого, которым И. расправился со своей матерью, мир для него разделился на «до» и «после». «До» была семья: отец, мать и двое ребят – сын и дочь. Но отец стал частенько поднимать себе настроение горячительными напитками, и семья распалась. Сын, несмотря на все просьбы матери, остался жить с отцом. Такое решение он принял в 14 лет. На протяжении многих лет ни сын, ни отец не поддерживали практически никаких отношений с матерью и сестрой.
Вот что вспоминает осуждённый: «С самого детства у меня не сложились отношения с матерью. Она постоянно кричала на меня, были случаи, что и била. После развода мать подала на алименты, и отец выплачивал их, в том числе и на меня. Ей было всё равно, был ли я накормлен и одет. Мы с отцом жили за счет бабушки, которая нас и кормила.
Помню, как в 8-м или 9-м классе я пришел к матери и сказал, что мне не во что обуться. Она ответила, что лучше продаст туфли, чем отдаст их мне. Это меня сильно озлобило, и у меня затаилась обида.Примерно около года назад я поссорился с отцом и несколько дней проживал с матерью и её сожителем у них дома. Все эти дни они со мной практически не разговаривали, всем видом показывая, что не желают жить вместе со мной».
А вот по утверждению сожителя К., убитая Л. действительно «была вспыльчивой женщиной: быстро заводилась на конфликты, однако и быстро отходила. Л. жалела своего сына, иногда плакала, хотела, чтобы он проживал с ней, и никогда ничего плохого не говорила в его адрес».
«До» у молодого человека была учеба на тракториста и работа трактористом-механизатором в местном хозяйстве. Затем И. работал санитаром-ветеринаром на свиноводческом комплексе, в последнее время – обработчиком мяса птицы филиала «Скидельская птицефабрика» ОАО «Агрокомбинат «Скидельский». Здесь же трудился и его отец.
В тот злополучный февральский вечер И. с другом выпили прямо у магазина литр крепленого вина. Дома молодой человек выпил ещё два литра пива. После этого и вспомнились старые обиды на мать. Злоба, затмевающая глаза, личная неприязнь, разгоряченная спиртным кровь, сделанный своими руками нож – вот и всё, что понадобилось И., чтобы совершить свой «акт возмездия» над родным человеком. В объяснениях суду он цинично заявил: «К. убивать я не хотел. Я хотел, чтобы он ушел из дома и не был очевидцем моей расправы над матерью. Если бы К. не пытался меня ударить, то я бы и не стал его трогать».
За совершенные преступления, предусмотренные ч.1 ст.139; ч.1 ст. 14 и п.п 8,16 ч.2 ст. 139 Уголовного кодекса Республики Беларусь, 22-летний И. был приговорен к тринадцати с половиной годам лишения свободы.
О.ВЕЛИЧКО, прокурор отдела прокуратуры Гродненской области,М. РАЗУВАЕВ, прокурор Мостов-ского района,Н.ШЕВЧИК, корреспондент
Психологами уже давно доказано, что зло неминуемо порождает новое зло, порой, даже более жестокое и непримиримое. Что-то подобное произошло с И. и его матерью, которая поучала сына с помощью тумаков. Страшно, но получается, что в том, что произошло, есть в некоторой степени и вина самой женщины. Конечно, далеко не все, кого в детстве «воспитывали» ремнём, становятся моральными чудовищами, но в последнее время всё чаще появляются сообщения о том, как взрослые дети в буквальном смысле слова терроризируют своих престарелых родителей, вспоминая им старые обиды. Над этим стоит задуматься всем нам…
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад