Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноГод исторической памятиКультураБлоги наших журналистовНаталья ШевчикНовости МостовщиныНовости МостовщиныНовости МостовщиныМостовщина: вчера и сегодняЛюди нашей МостовщиныИстория одной фотографииЮбилейные даты80 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиковБеларусь - ЭТО МЫ!Геноцид белорусского народа

А вы знали, что железнодорожный мост через Неман в Мостах когда-то был двухпутным?

А вы знали, что железнодорожный мост через Неман в Мостах когда-то был двухпутным?17 сентября 2024 — 09:07

Это предположение доводилось часто слышать от старожилов города. Но документального подтверждения данного факта не было. И вот недавно в соцсетях Мостовского районного музея «Лес и человек» появилась информация, указывающая на то, что это может быть правдой.

Вот что редакции рассказали сотрудники музея, которые нашли информацию о строительстве железной дороги и фото железнодорожного моста через Неман, датированное 1906 годом, в журнале Tygodnik Ilustrowany:

– Политические, военные и экономические интересы Российской империи в середине XIX века диктовали необходимость создания надёжных путей сообщения. По степени развития железнодорожной сети в те годы Беларусь занимала одно из ведущих мест.

Как свидетельствуют документы, очередной план строительства железнодорожных дорог был утверждён указом от 1 сентября 1901 года. Сверхдлинная, двухпутная, казённая, стратегическая железная дорога Бологое-Полоцк-Седлец через Вилейку, Молодечно, Лиду, Мосты, Волковыск (с ответвлением  Мосты-Гродно) строилась с 1902 по 1907 годы.

Сохранилась секретная переписка, суть которой заключалась в засекреченных данных о постройке дороги в Польшу, чтобы в случае войны быстро перебросить войска к границам империи в целях сдерживания германских войск в Восточной Пруссии.

Военными соображениями обусловлено и появление ветки Мосты-Гродно, соединяющей Полоцко-Седлецкую железную дорогу с параллельной Петербург-Варшавской.

Кроме общих требований, предъявляемых к обычной железной магистрали, к дороге Бологое-Полоцк-Седлец были указаны ещё и дополнительные распоряжения. Сущность их сводилась к тому, чтобы все крупные объекты – мосты, путепроводы, виадуки, узловые станции, паровозные здания, устройства водоснабжения – были неуязвимы в случае военных действий и не стали препятствием при переброске войск и техники с одной дороги на другую.

В перечень «дополнительных требований» попали узловые станции Бологое, Великие Луки, Лида и Мосты. Каждая из них в обязательном порядке должна была обзавестись соединительными железнодорожными ветками, с помощью которых можно было попасть с одной дороги на другую, не меняя головы поезда.

При знакомстве с проектной документацией можно узнать много любопытной информации. Например, в «Альбоме типовых и исполнительных чертежей сооружений железнодорожной линии Полоцк-Седлец и ветви Гродно-Мосты, 1902-1906 гг.» есть подробные чертежи железнодорожного моста через Неман в г. Мосты, план станции, пассажирского здания, водоёмного здания, дома службы тяги, а также план расположения путей и зданий на узловой станции Мосты.

А вот что читаем о самом мосте: «Показателен в этом отношении был железнодорожный мост у местечка Мосты (точнее, рядом с ним, у д. Зельвяне). В отличие от других подобных сооружений, зельвянский двухпутный железнодорожный мост был по-богатырски крепок и неуязвим.

Со всех сторон к нему подступало инженерное ожерелье, сотканное из многочисленных минных колодцев, камер, блокгаузов на 25 низших чинов каждый; прочных металлических ворот с бойницами. С каждой стороны моста «дежурили» два семафора-стражника, призванные безоговорочно пропускать поезда или останавливать их незамедлительно, если им грозит опасность. Вокруг моста – огромное поле, лишённое всякой растительности, которое, по мнению военных стратегов, могло простреливаться на 250 сажней».

Но даже несмотря на эти укрепления, согласно сохранённым данным, в 1915 году железнодорожный мост через Неман был взорван. Скорей всего, именно в этот период он и потерял свой первоначальный облик.

Интересен и железнодорожный вокзал в Мостах. Как свидетельствуют исторические архивы, он был построен на месте лесопильного завода, который действовал здесь с 1893 года.

Торжественное открытие железнодорожного вокзала состоялось в 1906 году (через два года будет 120 лет!). Первоначально здание было одноэтажным, а в послевоенное время – отремонтировано и перестроено. Был надстроен ещё один этаж, где жили железнодорожники со своими семьями.

В период с 1893 по 1907 годы в Мостах работало шпалопропитное предприятие, на котором производилась пропитка антисептиками деревянных шпал, мостовых, переводных брусьев и столбов линий связи.

Нельзя не отметить и тот факт, что выбор места для строительства деревообрабатывающей фабрики братьев Конопацких тоже не был случайным. Ключевым моментом стало наличие в Мостах пристани и уже действующей железнодорожной станции. Это и послужило развитию города, облик которого мы знаем в реалиях сегодняшнего дня.

Наталья ШЕВЧИК

Фото предоставлены музеем «Лес и человек»

 


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио