В послевоенную историю Мостовщины яркую страницу вписал уроженец деревни Занеманск Николай Хветчин. В Мостах могли не знать, кто в данный момент директорствует на ФанДОКе, но Хветчина знали все. Ценили его за высочайший уровень таланта и мастерства, за его «золотые руки», равных которым было не сыскать.
Начинал помощником шофёра
– Жили родители недалеко от ФанДОКа, – вспоминает дочь Николая Хветчина Жанна. – Отец работал механиком лесоцеха. Однажды выхожу во двор, а папа стоит недалеко от дома и к чему-то прислушивается. Оглянулась, нигде никого нет. «Одна из пилорам лесоцеха по-видимому неисправна, – сказал отец. – По звуку слышу. Надо идти на работу. До конца смены может не дотянуть». Оделся и ушёл. Хотя был выходной день.
А начинал он свой трудовой путь на деревообрабатывающем предприятии в Мостах … помощником шофёра. Шёл военный 1944 год. Уже в первые месяцы после освобождения района в посёлке начал работать фанерный завод, а затем и лесопильный. Николай с отцом Андреем Степановичем устроились на работу на лесозавод. «К дому ближе», – шутил Николай Андреевич. Продукция лесозавода в то время отправлялась на 1-й 2-й Белорусские фронты, а затем на предприятия оборонной промышленности. В это время завод получил первую грузовую автомашину. Работала она на газогенераторе. Так смышлёный паренёк стал помощником шофёра. Машина была видавшая виды, переданная из армии, но перевозить доски и другие грузы на ней было быстрее и удобнее, чем на телегах, как было раньше. Правда, ломалась часто. Так что Николай Хветчин целыми днями то помогал её ремонтировать своему коллеге-шофёру, то подбрасывал чурки в топку газогенератора, следил за исправностью всей системы. Усталый и чумазый молодой человек приходил домой, но глаза его блестели: он был востребован и полезен предприятию. Работу свою исполнял со знанием дела, всё-таки до войны окончил семь классов, что было в то время редкостью, а после освобождения и школу ФЗО, где получил специальность слесаря.
Так что в помощниках шофёра он долго не задержался, вскоре стал шофёром. Позже прошёл обучение и получил специальность токаря.
Вскоре на предприятии ему поручили гораздо более ответственную работу: организовать работу паросилового хозяйства. Электроэнергии на лесозаводе тогда ещё не было. Для различных технологических и энергетических процессов использовались паросиловые установки. С их помощью осуществлялась работа пилорам и другого оборудования. Понятно, что от надёжной работы этой системы зависел весь технологический процесс. Работали тогда в цеху в несколько смен, а паросиловое хозяйство – безостановочно. Николай Хветчин трудился здесь механиком, главным механиком, а затем начальником.
Орден Ленина – лучшему рационализатору страны
Но главным в его жизни стало применение новшеств в производстве, инициатором которых выступал он сам. В 1953 году Николаем Хветчиным было произведено техническое усовершенствование автомата для плющения зубьев рамных пил. Этот автомат был рекомендован для использования в лесопильно-деревообрабатывающем производстве всего СССР. Далее последовали сотни рационализаторских предложений, оказавшихся очень полезными и нужными всем, кто работал на предприятии.
В 1966 году в родных Мостах Николая Хветчина наградили орденом Ленина – высшей наградой СССР. В 1977 году Николай Андреевич заслуженно стал лучшим рационализатором лесной и деревообрабатывающей промышленности страны. Дважды являлся депутатом Верховного Совета БССР. Но своей самой великой наградой он считал любовь и уважение товарищей по работе, дорогих сердцу ветеранов-тружеников Мостовского фанерно-деревообрабатывающего комбината.
– Когда-то в тридцатых годах Коля Хветчин изобрёл велосипед, – рассказывал его ровесник, с которым ходил в единственную в посёлке школу Николай Волкович. – Именно изобрёл, потому что никто в те годы велосипеда у нас не видел. Он стоил огромных денег, поэтому крестьяне и не могли его купить. Коля Хветчин сделал деревянный велосипед. Мы все его ровесники ходили на горку смотреть, как он катается, просили дать самим проехать. Он никому не отказывал. Были у него дома и другие изобретения. Мы уже тогда понимали, что станет он известным человеком, прославит наш Занеманск.
Династия продолжается
В 1960 годах ушёл на пенсию, отработав положенный срок, отец Николая Хветчина Андрей Степанович. Он был грамотным человеком и всю свою жизнь проработал на заводе диспетчером.
С 1944 года по 1990 на предприятии трудилась жена Николая Андреевича Клавдия. Они поженились в 1946 году. Отец Клавдии Семён Буйко пришёл на биржу сырья лесозавода ещё в 1935 году. Труд был очень тяжёлым, в основном ручным. Рабочий день длился десять часов.
Трудовую династию продолжила дочь Николая Андреевича и Клавдии Семёновны Жанна. У неё трудовой стаж исчисляется с 1977 года. Жанна Николаевна начинала свою трудовую деятельность в качестве ученика электромонтёра в участке КИПиА, а потом работала в лесоцехе распределителем работ. В 1986 году, после окончания Белорусского технологического института имени С.М.Кирова, где училась заочно, была назначена на должность инженера-технолога. В 2007 году за отличные успехи в работе была занесена на Доску Почёта предприятия.
Муж Жанны Николаевны Сергей Волчкевич трудится на «Мостовдреве» с 1984 года. Был слесарем-ремонтником, немало времени работал рамщиком, теперь является укладчиком материалов.
Трудится на предприятии их дочь Диана Сетько. Она имеет юридическое образование, является заместителем начальника управления по работе с персоналом.
Достойные люди представляют старейшую династию «Мостовдрева». Ведь, как известно, сила предприятия не только в наличии современного высокоэффективного оборудования, но и в преемственности поколений. Наличие семейных трудовых династий является показателем устойчивости работы предприятия.
Станислав ЗВЕРОВИЧ
Фото автора
Оперативные и актуальные новости в нашем Telegram-канале.
Подписывайтесь по ссылке https://t.me/mosty_zara_nad_nemanam
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад