Биологическое значение солнечного света для организма человека, и в особенности ребёнка, огромно. Прежде всего известно его общее тонизирующее и укрепляющее воздействие, повышающее сопротивляемость заболеваниям.
Свет оказывает и психологическое воздействие: создаёт положительный эмоциональный фон, приподнятое, радостное настроение. Ультрафиолетовая часть солнечного спектра обладает ярко выраженным бактерицидным воздействием и тем самым способствует оздоровлению внешней среды. Под влиянием ультрафиолетового облучения у детей улучшаются иммунобиологические показатели, снижаются общая и инфекционная заболеваемость. И в целом, спектр света регулирует качество жизни. Поэтому в местах постоянного пребывания детей и подростков должно быть отвечающее современным нормам и правилам естественное и искусственное освещение.
Световой режим в учреждениях для детей и подростков предусматривает рациональное в количественном и качественном отношении освещение всех, но в первую очередь, основных помещений.
Все помещения с постоянным пребыванием детей и подростков должны иметь естественное освещение. Игровые и групповые помещения в детских дошкольных учреждениях, учебные классы и кабинеты в учреждениях среднего, среднего специального, профессионально – технического и высшего образования должны быть ориентированы на наиболее освещённые части света – юг и юго-восток.Естественное освещение помещений в значительной степени зависит от величины окон. Чем больше остеклённая поверхность окна, тем больше света проникает в помещение.Прохождению света в помещения для детей и подростков не должны мешать ни соседние здания, ни высокие деревья. В этой связи посадка крупноствольных деревьев должна быть на расстоянии от зданий не менее 10 м, кустарников – 5 м. Препятствует широкому проникновению в помещение естественного света затенение окон цветами, шторами и другими предметами. Комнатные растения надо размещать возле окон, в простенках между окнами, на полу и т.п. Нельзя занавешивать окнашторами во время зрительной работы; они могут только обрамлять оконный проём так, чтобы не была закрыта верхняя, наиболее ценная для проникновения света часть окна. Загрязнённость и запылённость оконных стёкол снижают уровень естественного освещения на 40 % и более. Для поддержания в чистоте оконных стёкол необходимо в детских дошкольных учреждениях 1 раз в неделю, а в других учреждениях для детей и подростков – 1-2 раза в месяц, проводить влажную уборку (очистку) оконных стёкол изнутри и не менее 3 раз в год – снаружи. В зимнее время важно следить, чтобы окна не замерзали, так как при замерзших оконных стеклах освещённость снижается на 60-80%.
В создании общей благоприятной световой обстановки (светового режима) немаловажную роль играет окраска ограждающих поверхностей (потолок, стены, пол), мебели и др. Она должна обеспечить высокие коэффициенты отражения и благоприятное распределение яркостей и их контрастов между поверхностями, находящимися в поле зрения детей. Также важен цвет одежды детей, которая должна быть светлой, что поддерживает общую благоприятную цветовую обстановку в помещениях.
В основе цветового решения помещений образовательного назначения для детей и подростков лежит задача достижения оптимальных условий для общей освещённости, повышения общей и зрительной работоспособности, создания единой цветовой композиции с учётом психологического воздействия цвета. Для правильного определения цветового решения помещений необходимо учитывать основные свойства цвета. Непродуманное применение цвета может привести к оптическому искажению формы помещения. В тоже время, умело пользуясь свойствами цвета, можно улучшить световую обстановку, иллюзорно изменять высоту, форму, объём помещений. Целенаправленное в соответствии назначением помещений использование цвета позволяет обеспечить психофизиологический комфорт для детей, подростков и персонала учреждений. Цветовое решение групповых комнат, где дети играют, рисуют, занимаются, т.е. испытывают длительное зрительное напряжение, должно создавать спокойную обстановку, исключающую возможность возбуждения нервной системы, способствовать поддержанию зрительной работоспособности. Оптимальным цветовым решением этих помещений надо считать композиции из сближенных цветов, которые, по мнению психологов, успокаивают, помогают сосредоточиться, облегчают работу глаз. Наиболее благоприятными являются желтоватый, зеленоватый, а также бежевый тон слабой насыщенности; эти тона могут также добавляться как оттеночные к белому, светло-серому и серому цвету. Красные, малиновые, лиловые, синие, а также коричневые цвета неблагоприятны для зрительной работы, и их либо не применяют, либо в них окрашивают лишь небольшие поверхности. Чёрный цвет также непригоден –он поглощает много света. Целесообразно стены групповых и игровых в дошкольных учреждениях окрашивать на всю высоту – от пола до потолка. Большая площадь светлого тона обеспечивает лучшее зрительное восприятие различных, весьма разнообразных по форме и цвету экспозиций, которые в детских учреждениях занимают значительную часть стен, являющихся для них фоном. Цвет стен служит также фоном для мебели, предметов и людей, находящихся в помещении. С окраской стен должен хорошо сочетаться цвет доски, мебели, пола и др. В тех случаях, когда для занятий требуется повышенная освещённость, стены помещений должны быть одноцветными, так как применение разных красок приводит к заметной потере света. Поверхности стен, потолков, пола, оборудования групповых и учебных помещений должны быть матовыми. Научными исследованиями доказана целесообразность широкого использования для оформления классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий светло – зелёных, желтоватых, бледно – голубых, бледно – розовых тонов. Однако следует дифференцировано подходить к этому вопросу и в интерьере младших классов использовать «тёплые» тона, например, оранжево – жёлтый и другие близкие к нему тона. Дети 10-14 лет предпочитают разные оттенки зелёного, а старшеклассникам нравятся более холодные цвета, например, голубой. Следует также учесть, то при холодных и светлых тонах помещение представляется не только более прохладным, но и более просторным. Эти тона обладают способностью «отступать», а тёплые и тёмные тона как бы «выступают», и помещение кажется меньше. Помещение будет выглядеть выше, если светлую краску или облицовку довести до потолка, выше и просторнее – при светлом покрытии пола, особенно если цвет его холодный.
Определить естественную освещённость той или иной части помещений можно с помощью люксметра – прибора, имеющего чувствительные фотоэлементы.Наиболее благоприятным для зрительной работы является естественное освещение в пределах от 800 до 1200 люкс.Без прибора также можно оценить достаточность естественного освещения по наличию частично видимого в окне неба. Если с определённого места помещения в ясный день виден полностью весь небосвод, освещённость этого места считается хорошей, если видно 2/3 небосвода – удовлетворительной, и если только 1/3 – неудовлетворительной.
Если естественного освещения в помещении мало, следует использовать искусственные источники. Весьма важен вопрос своевременности включения искусственного освещения при недостатке естественного, особенно в зимне – весенний периоды года. Использование совмещённого освещения рекомендовано и является реальным средством дополнения недостающего естественного освещения.
Уровни искусственной освещённости на рабочих местах дошкольников и учащихся образовательных учреждений должен быть не менее 300 люкс. Это минимальная норма освещённости для чтения и письма. Повышенные уровни освещённости (400-500 люкс) должны быть при высокой зрительной нагрузке (рисование, черчение и другие виды точной зрительной работы).При организации образовательного процесса в учреждениях для детей и подростков рекомендуется использовать люминесцентные светильники: ЛЕ (люминесцентная, естественного цвета), ЛБ (белого цвета), ЛХБ (холодно – белого цвета), ЛТБЦ (тёпло – белого цвета), т.е. лампы с приближённой к естественному свету цветовой гаммой.Люминесцентные светильники в основных помещениях учреждений образования устанавливаются и стыкуются в линию: в светильниках используется как правило 2-4 люминесцентные лампы мощностью 40, 65, 80 вт. Не исключается использование для освещения учебных помещений использование и других источников освещения, в частности, ламп накаливания. Однако, на сегодняшний день искусственное освещение лампами накаливания значительно уступает люминесцентным лампам. И не только в связи со спектральным составом люминесцентного свечения, которое очень близко к естественному и обеспечивает более точную цветопередачу. В отличие от ламп накаливания, люминесцентные лампы являются не тепловым, а холодным источником света (что не ведёт к дополнительному нагреву помещения), яркость их невелика. Люминесцентные лампы – линейный, а не точечный источник света, т.е. имеет большую поверхность, и это в свою очередь способствует равномерному распределению света в помещении. Их рассеянный свет не даёт резких теней. К тому же, обеспечивая равные с лампами накаливания уровни освещённости, они в 2 – 2,5 раза дешевле в эксплуатации.
В настоящее время широко развиваются альтернативные источники искусственного освещения, в частности, рынок завоёвывают светодиодные лампы. На сегодняшний день влияние светодиодных ламп на здоровье изучено недостаточно, в связи с чем новый вид искусственного освещения (светодиоды) не допускается министерством здравоохранения для освещения основных помещений учреждений для детей и подростков.
Оптимальный световой режим нельзя рассматривать в отрыве от взаимосвязанной с ним проблемы – охраны зрения, значение которой особенно велико для детей и подростков. Причины распространения расстройств зрения, и особенно близорукости, в детском и подростковом возрасте многообразны, имеет место сложное сочетание внутренних и внешних факторов, а именно:
генетической предрасположенности;
недостаточного уровня освещённости рабочих мест и инсоляции помещений с постоянным пребыванием детей и подростков;
неадекватного характера зрительной работы и её продолжительности, низкий уровень качества учебников и других пособий;
несоответствия мебели росто – возрастным данным детей и подростков как в учреждениях образования, так и в домашних условиях;
недостатка двигательной активности вообще и на открытом воздухе в частности.
Важность проблемы определяется ещё и тем, что по мере роста и развития организма происходит рост и развитие глаза, которое заканчивается только к 9-12 годам.
В связи с чем для решения вопроса охраны зрения детей и подростков необходимо выполнение широкого комплекса общемедицинских, гигиенических и офтальмологических мероприятий, обеспечивающих создание оптимальных условий для развития зрительной системы человека и способствующих предупреждению, раннему выявлению и лечению заболеваний глаз. Благоприятный световой режим должен способствовать сохранению общей и зрительной работоспособности в процессе обучения, препятствовать быстрому утомлению глаз и возникновению связанных с ним расстройств зрения, в частности, близорукости (миопии).
Свет как непосредственный и адекватный раздражитель органа зрения имеет первостепенное значение для поддержания оптимального его состояния и профилактики зрительных расстройств.
Врач – гигиенист
Мостовского ЦГЭ М.В.Козич
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад