Угрозы информационной войны, просчеты киевской власти и агитация к протестам в медиапространстве, позиция НАТО, решимость России и защита белорусских рубежей – Игорь Тур, политический обозреватель телеканала ОНТ, об этом и не только в специальном интервью для «Гродзенскай праўды».
«Нет поводов для переживаний»
– Игорь, первое, о чем хочу спросить, – о войне. Не о реальной, а той, которая ведется уже долгое время на просторах сети. Информационные провокации, бесконечные фейки и другие попытки повлиять на общество – как противостоять оппонентам на информационном «поле боя»? Какие угрозы это несет нам, белорусскому обществу?
– Вся эта инфовойна задевает нас по касательной, потому что непосредственно к тому, что Россия проводит спецоперацию в Украине, Беларусь, по большому счету, никакого отношения не имеет. Но «качать» пытаются и нас, как якобы соагрессоров. И в этой ситуации нам необходимо защищать свое медиаполе от проплаченной лжи и фейков, в том числе от проплаченной рекламы в соцсетях. То есть, работа ресурсов в нашей стране, которые намеренно лгут, даже с территории сопредельных государств, должна быть заблокирована. И это не есть цензура, это – защита белорусов от лжи, которая приводит к негативным последствиям. Задача таких ресурсов – создать панику в обществе.
С другой стороны, мы сами должны рассказывать правду о том, что происходит на территории Украины, почему это происходит, и, что очень важно, говорить об этом в большом объеме. Потому что если мы на тот поток информации, который льется на нас, будем отвечать короткими заявлениями, этого будет недостаточно. Мы должны говорить об этом много и на все уровнях. Это касается и СМИ, и блогеров, и чиновников. Нужно транслировать правду, чтобы лжи на нашем медиаполе было как можно меньше.
Чем может грозить инфовойна? Теоретически те, кто распространяет фейки, стремятся заставить людей протестовать. И совершенно неважно, против чего. Лишь бы внести разлад в общество. В этой ситуации нам даже сыграло на руку то, что у нас был август 2020-го, и мы получили опыт. Люди убедились, что очень многое, что говорили оппоненты, оказалось ложью. Наше общество уже гораздо меньше ведется на фейки, и это радует.
– Что касается Украины, нам ваша позиция хорошо известна. В своей «Пропаганде» вы не раз расставляли все точки над «i». Позиция Беларуси также ясна – мы выступаем за мир, готовы оказывать помощь украинцам, но, безусловно, без ущерба для Союзного государства и России. При этом разговоры о возможном ударе с территории Украины не теряют своей актуальности. К чему нам готовиться?
– Эта тема была поднята Президентом страны на заседании Совета Безопасности, в котором я также принимал участие. Александр Лукашенко подчеркнул, что, когда совместная группировка белорусских и российских войск увидела, что на наших южных границах начинается некое «шевеление», скапливается техника, которая приводится в боевую готовность и может нанести удар по территории Беларуси, был нанесен упреждающий удар для того, чтобы этого не случилось. На текущий момент, я уверен, нам абсолютно не стоит опасаться за свои южные границы, потому что возможные попытки ударов украинскими ракетами будут накрыты системой нашей противовоздушной обороны.
Что касается западного направления, вынужден признать, что какое-то время назад присутствовало легкое волнение относительно того, не попытаются ли натовские войска с Запада напасть на нас. Но НАТО отказалось от этих планов. На это повлияло решение России привести в боевую готовность силы стратегического сдерживания. Поэтому я уверен, нет поводов для переживания. Для нас, белорусов, война идет исключительно в медиаполе.
Мы поддерживаем Россию с точки зрения выполнения стратегической роли, а именно предотвращения полномасштабной войны в регионе. К сожалению, для этого необходимо провести специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины. Если бы Россия этого не сделала, то вероятность, что в нашем регионе могла бы начаться полномасштабная война, была бы крайне высока. Мы поддерживаем мир. Мы против войны. Но мы понимаем, что иногда для того, чтобы воцарился мир, необходимо разумное военное вмешательство. Добро иногда должно быть с кулаками.
– Периодически в инфопространстве распространяются фейки о якобы готовящемся вводе белорусских войск на территорию Украины. Так для чего нужны эти слухи, кому они на руку?
– Они нужны противоборствующей стороне – а это Украина, США, Евросоюз, чтобы хоть как-то раскачать ситуацию в Беларуси и подогреть протестные настроения. Та же ситуация происходит в России. Нас хотят отвлечь на внутренние повестки и отвести внимание российских войск от Украины. Но это не сработает, потому что белорусы, повторюсь, научены опытом 2020-года. Что касается слухов о якобы участии белорусских военных в спецоперации, то они уже сотни раз опровергнуты. Странно, почему кто-то считает, что без Беларуси и без наших военных Россия не разберется. У нее и вооружения, и людей – выше крыши.
Под угрозой нацбатальонов
– Почему Украина, на ваш взгляд, затягивает переговоры с российской стороной? Ведь от того, как быстро будет достигнута договоренность, зависит, когда жизнь людей в Украине вернется в нормальное русло. Складывается впечатление, что украинской власти нет дела до своего народа.
– Важно понимать, что есть «украинская власть». Живя в Беларуси, мы смотрим на Украину и проводим параллель с тем, что есть у нас. А у нас есть Президент, который если что-то говорит, то это будет выполнено. В Украине ситуация другая. Один из пунктов переговоров, о которых мы говорим, это прекращение огня. Загвоздка в том, что Россия может прекратить огонь, чтобы по гуманитарным коридорам люди покинули территорию боевых действий. А Украина этого гарантировать не может. Потому что в стране вместе с тем, что есть вооруженные силы, которые выполняют приказы, есть нацбатальоны, которые не находятся в прямом подчинении вооруженных сил. Кроме того, в Украине роздано оружие совершенно случайным гражданским людям, которые тоже не находятся в подчинении киевской власти.
Кроме того, нацбатальоны в Украине, по моему глубокому убеждению, уже поняли, что спецоперация будет продолжена, несмотря ни на что. И они хорошо понимают, что будут уничтожены. Их задача сейчас – продержаться «еще один день», «еще до утра». И так каждый раз. И для этого они будут использовать любые методы. В том числе прикрываться гражданскими. Люди в Киеве укрываются в метро. Для них это бомбоубежище. Все идет к тому, что украинским нацбатальонам будет выгодно что-то взорвать в метро, когда там соберется большое скопление людей, и подать это своей лживой пропаганде под видом «посмотрите, что делают российские войска». Это их последний шанс вовлечь мировую общественность в этот конфликт. Чем больше будет жертв, рассчитывает Украина, тем больше вероятность, что вмешается НАТО. Это огромная опасность для жителей Киева.
– Вмешается ли все-таки НАТО?
– Думаю, нет, ведь Украина – не член НАТО, юридических оснований для вмешательства нет. Все-таки стоит сказать, что в юридическом аспекте они пока еще пытаются придерживаться некоторых правил. И им нужна причина, чтобы войти на территорию Украины. Причина может быть следующая. Североатлантический альянс всегда входил в страны под видом «миротворческой» миссии. Так вот, если в Киеве условно погибнут тысячи людей от взрывов в том же метро, формально это может стать поводом для НАТО включиться в конфликт под видом миротворцев.
Что еще стоит знать. Исторически так сложилось, что НАТО свое вооружение доставляет воздушным путем. Они бомбят самолетами. Поэтому все эти дни российские войска уничтожают аэродромы, радиолокационные станции, самолеты вооруженных сил Украины, чтобы иметь господство в воздухе и усложнить задачу НАТО вмешаться через воздух. Россия доставляет свои ракеты с помощью наземных платформ. Поэтому у Североатлантического альянса нет сейчас возможности победоносно включиться в украинско-российский конфликт.
– Вся эта история с выдачей в Украине оружия обычным людям – как вы думаете, к чему это приведет?
– В тот момент, когда было принято решение выпустить уголовников из тюрем и раздать в рандомном порядке оружие, произошла скрытая капитуляция Украины. Как Киев будет изымать это оружие у населения? Как он будет бороться с преступностью, мародерством, грабежами, убийствами на ровном месте и всем вытекающим? Раздав оружие, киевская власть сложила с себя полномочия как превентивная власть в долгосрочной перспективе. Это решение показывает наплевательское отношение руководства страны к судьбе своего народа. К сожалению, этим решением Киев сделал все возможное, чтобы Украина перестала существовать как государство в том виде, в котором мы ее знали.
Нет проплаченной рекламе
– Вернемся к медиапространству. Что вы думаете по поводу блокировки компании Meta на территории России? Ждать ли такого же решения в Беларуси?
– Фейсбук и Инстаграм на территории России спокойно работали до определенного момента – пока не начали вести крайне агрессивную политику. Какая бы ни была компания, если она работает на территории России, она должна подчиняться законодательству этой страны. Призывы убивать русских – это разжигание межнациональной розни. Конечное закрытие этих соцсетей Кремлю не очень нужно и не очень выгодно. Но Фейсбук и Инстаграм возобновят работу в России только в том случае, уверен, когда начнут соблюдать законы.
Почему заговорили о возможной блокировке этих соцсетей в Беларуси? Объясню. Если блокируется Фейсбук и Инстаграм в России, то уже созданная проплаченная реклама хлынет к нам. Сейчас у нас никаких нерешаемых проблем в этом плане нет. Но они могут появиться, поэтому мы зондируем почву.
Я, честно говоря, выступаю за запрет на территории стран Союзного государства проплаченной политической рекламы. Коммерция, блогеры, все прочее – пусть работают. Но нельзя за денежку писать «белорусы, выходите на протесты».
– И напоследок – какой совет дадите белорусам во всей этой ситуации? Как себя вести и как не поддаться всеобщей панике на фоне инфовойны?
– Признаться, я очень рад, что у нас в стране продолжается начавшийся в 2020 году процесс политического воспитания населения. Он выражается в следующем: мы за очень долгое время нахождения на посту Президента Александра Лукашенко привыкли к тому, что нам всегда говорят, что нужно делать и как действительно будет лучше. Но наступило время, когда граждане Беларуси должны самостоятельно принимать решения. Если, к примеру, меня начинает раздражать большое количество лжи, которую я вижу в проукраинских телеграм-каналах, я от них отписываюсь. И тем самым сохраняю в спокойствии свою нервную систему. И самостоятельно определяю для себя тот круг источников информации, которые считаю надежными. Если так сделает каждый, то нервозность в обществе исчезнет. Каждый человек сейчас чуть больше несет ответственность за самого себя. Я за то, чтобы мы к этому стремились и дальше. Поэтому советую всем принимать решения самостоятельно. Однако, если возникнут какие-то критически важные моменты, государство обязательно придет на помощь.
ГП
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад