Говорят, что если возле дома появляется гнездо аиста, нужно радоваться, ведь эти птицы селятся в местах с положительной энергетикой, и способны её приумножать. А в домах, на крышах или во дворе, где живут эти птицы, не бывает ссор и семейных проблем.
Именно обилие гнездовий аистов, по нескольку в каждом дворе, поразило мою собеседницу Елену Николаевну Галузо, когда она приехала в деревню Борки на родину своего дедушки Новика Петра Платоновича. Сейчас, когда близится юбилей Победы советского народа в Великой Отечественной войне, воспоминания о дорогом ей человеке становятся всё более яркими и трогательными, а чувство гордости переполняет её.
Строил немецкий аэродром
Рос Пётр Новик в многодетной семье. Отец умер рано, и ему, как старшему из пятерых детей, пришлось принять на себя заботу о хлебе насущном. Возможно, поэтому до начала войны он смог закончить только 2 класса. Восемнадцатилетним парнем был вывезен на принудительные работы в Германию. Для людей военного поколения, на чью долю выпали суровые испытания, вспоминать об этом времени всегда было больно и тягостно. Эти воспоминания теребили душу, сказывались переживаниями и бессонницей. Сам по себе человек немногословный, говорил об этом времени Петр Платонович с неохотой. А в минуты редких откровений члены его семьи смогли узнать, какая судьба ему досталась. В неволе пришлось работать на строительстве немецкого аэродрома, терпеть лишения и непосильный труд. Чтобы выжить в этих нечеловеческих условиях приходилось по ночам на замёрзшем поле окоченелыми руками выкапывать случайно оставленные корнеплоды брюквы. Промокшие портянки пытались высушить за ночь в холодном бараке, но наутро снимали их, покрытыми коркой льда от мороза, и шли на работу.
Бои в Восточной Пруссии
После освобождения их частями Красной Армии, в феврале 1945 года Пётр сразу же был призван на воинскую службу. Воевал в составе 732-го стрелкового полка 235-й стрелковой Витебской Краснознаменной Ордена Суворова дивизии. Первое его военное испытание – бои за город Кёнигсберг.
Немецкое командование понимало, что если его солдаты не будут отстаивать каждый клочок земли до последней капли крови, до последнего воина, то дни Третьего рейха будут сочтены, поэтому сопротивление нашим войскам оказывалось неимоверное. Важное значение имело то, что освобождение Кёнигсберга от фашистов стало одной из главных успешных операций, проведённых Красной Армией на территории, непосредственно принадлежащей Германии. За храбрость, проявленную в боях за взятие Кенигсберга, Петр Платонович Новик награжден памятной медалью.
После завершения Кёнигсбергской операции были созданы благоприятные условия для разгрома оставшейся группировки немецко-фашистских войск в Восточной Пруссии на Земландском полуострове. Здесь противник организовал сильную оборону, в систему которой входила крепость Пиллау (ныне город Балтийск). Рассказывая о своем участии в Земландской наступательной операции, Петр Платонович вспоминал, что, отступая, немцы побросали на дороге много своей техники – коляски, повозки, разбитые орудия. Немецкие автоматчики, прячась за разбитой техникой, вели прицельный огонь по наступавшим нашим войскам, положили целую роту солдат. Один из наших солдат, несмотря на то, что был ранен, говорит Новику: «Я поднимусь, а ты засечешь, откуда стреляет пулеметчик, и сможешь его уничтожить». Так и сделали. Зачищая одно из зданий, в котором обосновался противник, Петр Платонович почувствовал, как на него навалился здоровенный немец. Спасло то, что запасливый белорус имел в голенище сапога нож и сумел дотянуться до него в ходе рукопашной схватки.
Первая седина
Когда пошли в наступление, автоматчик Пётр Платонович запрыгнул на броню танка, но за башней уже места не было, пришлось укрываться за запасными траками, которые лежали рядом. Взрывом снаряда башню снесло, погибли все, кто за ней укрывался, а Петра Платоновича вместе с траком взрывной волной откинуло в болотце. Получил контузию… Подошли санитары, но старослужащие, которые уже имели приличный опыт боевых действий, посоветовали укрыться плащ-палаткой под слоем земли, чтобы земля оттянула контузию. Так и сделал, совет бывалых солдат помог, но с этого времени у Петра Платоновича появилась первая седина в волосах.
За участие 15-16 апреля 1945 года в боях по взятию города Фишхаузен (ныне город Приморск Калининградской области) Новик Пётр Платонович был награжден орденом Славы 3 степени. Еще один боевой орден – Отечественной войны 2 степени – он получил во время штурма населённого пункта Труттеннау 7 мая 1945года, когда в ходе уличных боёв своим отделением убил 4 немцев и пленил 31 немецкого солдата и одного офицера, а также, преследуя отступающего противника, захватил 2 немецких орудия и 18 фрицев.
Как удивительно спрессованы события в жестокое военное время. За, казалось бы, короткие несколько месяцев фронтовой жизни Петру Платоновичу пришлось перенести столько испытаний, пережить столько событий и трудностей! Он постоянно стоял лицом к лицу с врагом. За скупыми строками наградных листов, описывающими боевые подвиги Петра Платоновича Новика, – мужество и стойкость белорусского солдата, который знал и понимал, за что он рискует и жертвует своей жизнью. Дома оставались родные и близкие, родная деревня с аистами над крышей, родная земля.
Мирная жизнь
Когда он вернулся живым и здоровым домой, вернулся к мирной жизни: то создал семью, вырастил сына, построил свой дом и посадил большой сад. Пётр Платонович работал водителем в автобазе № 9 города Мосты, много лет проработал пожарным на объединении «Мостовдрев». Уйдя на пенсию, не остался дома отдыхать, а трудился завхозом в районном отделе внутренних дел. Всегда отличался исключительной исполнительностью, добросовестным отношением к делу. Был хозяйственным и домовитым. В нём всегда была жажда знаний, уже в достаточно солидном возрасте он окончил вечернюю школу и получил среднее образование. Затем он продолжил учёбу в Жировичском совхозе-техникуме, который закончил заочно в 1971 году, ему тогда было уже 47 лет.
День 9 мая всегда был главным праздником в семье Новиков. Как рассказывает мне Елена Николаевна, дед надевал пиджак с наградами, ходил на демонстрацию, а затем всей семьёй собирались за столом. Очень часто Петр Платонович вспоминал берёзку под Калининградом, за которой прятался от пуль. Берёзку срезало, как ножом, а пуля застряла в каске. Всё время ему казалось, что если он попадет в те края, то обязательно узнает ту березку, которая защитила его от смерти…
На фотографии, которая осталась в семье Новиков со времен войны, Петр Платонович запечатлён со своими боевыми друзьями. Можно предположить, что только что закончилась война, лица солдат спокойны и уверенны, боевые испытания остались позади. А еще они совсем молоды, и главное – они остались живы и впереди целая жизнь, мирная и спокойная.
Аисты продолжают кружить над домом, который построил Петр Платонович. Троим его правнукам достанется не только память о своём прадеде, но и гордость за тот славный путь, который ему пришлось пройти в суровые годы Великой Отечественной войны.
Ирина Серебровская,
председатель районного совета ветеранов
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад