Стоит ли использовать такие приложения? И чем они отличаются от так называемых шпионских программ (stalkerware)? Компания-разработчик ПО в сфере информационной безопасности Avast в своем блоге привела мнение детского психолога Кэтрин Книббс, рассказывает interfax.by.
По мнению эксперта, ответ неоднозначен. Книббс, которая специализируется на психологических травмах, полученных онлайн, считает, что "существует огромная разница между скрытым и явным отслеживанием".
"Все дело в намерении, - продолжает Книббс. - Когда дело доходит до навязчивого отслеживания, обычно существуют другие мотивы и способы их реализации".
Она также считает, что в некоторых семьях существуют определенные обстоятельства, при которых какое-либо подобное программное обеспечение является необходимостью, например, в связи с медицинскими показаниями. В иных случаях такое "может показаться излишне навязчивым", - говорит Книббс.
Как поговорить с подростком о приложениях по его контролю
Существует множество причин, по которым родители могут сделать выбор в пользу программ, отслеживающих ребенка. Детский психолог считает, что родители должны обсудить со своими детьми использование подобных приложений. И хотя предмет этих разговоров - программное обеспечение, суть их "вовсе не в этом". В данном случае речь идет не о технологиях, а об отношениях.
По словам Книббс, установка отслеживающих приложений без обсуждения с подростком "создаст недоверие между ребенком и родителями, как и в случае пар, состоящих в отношениях".
"Скрытное наблюдение нарушает личные границы подростка, - говорит Книббс. - А также укрепляет идею о том, что родители ему не доверяют, что может спровоцировать скрытное поведение в дальнейшем".
При обсуждении Книббс рекомендует сделать фокус на заботе, а не на "отслеживании". Следует донести мысль, что это помогает в обеспечении безопасности подростка и дать четко понять, что от таких программ можно ожидать. Возможно, подростку это не понравится, но ему важно осознавать установленные границы.
Родители могут сделать акцент, что подобные меры являются шагом к дальнейшей независимости, а не методами по ограничению их действий. Невозможно научиться самостоятельности, не начав делать что-либо самому и нести за это ответственность.
С возрастом необходимо постепенное ослабление цифрового мониторинга, сопровождаемое откровенным и открытым разговором на каждом этапе. Этот процесс можно сравнить с другими послаблениями ограничений, которые происходят по мере взросления детей, например, более поздним временем прихода домой.
Многие родители возлагают большие надежды на приложения по отслеживанию, мотивируя это тем, что они делают это для обеспечения безопасности своего ребенка. Но на деле такие программы не могут в полной мере предотвратить что-либо негативное. Это не лучший инструмент для профилактики.
Чрезмерное рвение может привести к негативным последствиям для ребенка. Речь не идет об однократном использовании функции поиска телефона, когда подросток не пришел домой вовремя. А об использовании скрытых программ для отслеживания ребенка без наличия веских причин. В конце концов, зная о наличии подобных программ, ребенок может не взять с собой телефон на встречу с друзьями, лишив вас средства коммуникации.
Такие приложения также могут помешать взрослению подростка. Книббс считает, что наличие программ для отслеживания может заставить подростка чувствовать, что "мама всегда стоит рядом, пока он проводит время со своими друзьями".
И если родители его друзей не используют подобные программы, это может заставить ребенка почувствовать, что с ними что-то не так, раз его родители чувствуют необходимость следить за ним.
Книббс считает, что дети, которых тайно или чрезмерно опекают их родители, могут воспроизвести такое поведение с романтическим партнером в будущем. Они будут считать нормальным применять подобные приложения в отношении любимого человека или проверять, не делает ли то же самое он.
"Шаблоны поведения взрослого формируются в детстве", - предупреждает психолог.
Тревожно не знать, чем занимается твой ребенок. Поэтому возникает большой соблазн использовать технологические решения вместо формирования доверительных отношений. "Это вопрос не технологий. А воспитания детей", - подытоживает Кэтрин Книббс.