Августовский канал часто упоминают со словом «уникальный». Этот эпитет прочно прикрепился к нему еще в первой половине XIX века. Уже тогда ему отводили первое место среди каналов Европы и России. И сейчас Августовский канал – памятник гидротехнического зодчества – не утратил своей индивидуальности. Наоборот, за последние годы похорошел, приобрел современный лоск, сохранив при этом загадочное обаяние старины. Уникальный гидротехнический объект XIX века не только соединяет реки и страны. Он служит укреплению дружбы и взаимопонимания между народами – на своих берегах собирает ежегодно тысячи гостей из Беларуси, Литвы, Польши и других стран.
От Вислы до Немана
Августовский канал – уникальное место не только для Гродненщины. В мире существует только два подобных ему сооружения – Каледонский в Великобритании и Готский в Швеции. Когда в 1821 году Пруссия в одностороннем порядке установила чрезмерно высокие пошлины за провоз товаров из России и Польши через свою территорию к балтийским портам, возникло решение построить водный транспортный коридор, по которому можно было бы доставлять грузы к Балтийскому морю в обход Пруссии. Строительство важнейшей транспортной артерии, которая соединила Неман и Вислу, началось в 1824 году.
На канале было возведено 18 шлюзов, множество плотин и мостов. Строили на века. Шлюзы возводили из камня, для основы использовали дубовые брусья. При этом старались, чтобы конструкция была не только прочная, но и красивая – снаружи шлюзы облицовывались красным кирпичом.
– В 1831 году строительные работы вышли на завершающую стадию, а в 1834 году ввели в строй самый большой трехкамерный шлюз Немново, – рассказывает заместитель генерального директора ОУП «Гродномелиоводхоз» Эдмунд Юткевич.
Сразу из Вислы в Неман и обратно наладили сплав древесины, курсировали груженные товаром суда.
После восстания 1863 года жизнь на канале замерла. И только в 1903 году на него вновь обратили внимание. Под руководством директора Висло-Неманского водного пути инженера Михаила Страшкевича привели в порядок и отремонтировали шлюзы и дамбы, углубили русло, построили плотины.
Довести дело до конца Страшкевичу помешала Первая мировая война, после которой строителей и инженеров вновь ожидал труд по восстановлению водного пути. Рассказывают, уже в конце 20-х годов прошлого столетия здесь переправляли до 170 тысяч тонн древесины в год.
Ехали, как в Швейцарию
Окрестности канала с момента его открытия сравнивали с модными тогда видами Швейцарии и Германии. Неудивительно, что в начале прошлого века здесь стали возводить первые базы отдыха. Здесь можно было встретить участников пеших походов и более длительных – на транспорте – от Сувалок до Гродно и дальше до Бобруйска. И, конечно, любителей сплавов на байдарках. Следом за ними потянулись и суденышки, тянущие баржи с пассажирами.
Интересно, что уже в начале прошлого столетия туризм был одной из важнейших страниц в жизни обитателей усадебно-паркового комплекса «Святск Гурских» в деревне Радзивилки. Состоятельные люди приезжали, чтобы отдохнуть в комфортной обстановке, играли в теннис, бильярд, гуляли вдоль Августовского канала. Эти традиции поддерживают и в наши дни.
Новейшая история
Новая жизнь на канале началась в 2004 году, когда при поддержке Президента страны началась реконструкция белорусской части водного пути. Основной объем работ выполняли специалисты ОУП «Гродномелиоводхоз».
На протяжении всего канала сейчас действуют 18 шлюзов, на белорусской части – 5 шлюзов-регуляторов и 4 судоходных шлюза – Немново, Домбровка, Волкушек и Кужинец.
Сейчас прогулка по белорусской части старинного канала занимает несколько часов – быстро преодолеть расстояние более чем 20 километров со шлюзованием не получится.
Два года назад территория специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» вошла в безвизовую зону для посещения иностранцами.
Кужинец – водные ворота
Путешествие по водному руслу и знакомство с нашей страной иностранные туристы-байдарочники начинают на белорусско-польской границе – со шлюза Кужинец, где расположен пункт пропуска «Лесная – Рудавка».
С мая по октябрь здесь кипит жизнь. В этом месте границу на лодках, байдарках, катерах и велосипедах пересекают иностранцы. Мы встретили группу туристов из Варшавы. Поляки мужской компанией в путешествие по Августовскому каналу выбрались на катере.
– Прибыли в Беларусь по безвизовому режиму, – рассказывает капитан судна Роберт. – Ночлег запланировали в одной из агроусадеб. А пройти планируем до шлюза Немново.
В Гродненской пограничной группе рассказали, что с мая этого года в этом месте границу пересекли около тысячи человек. В основном это поляки-велосипедисты – вдоль канала от пункта пропуска «Лесная–Рудавка» до деревни Немново проходит популярный веломаршрут.
Ящерица на часах
Два километра вниз по течению – и турист оказывается на шлюзе Волкушек. В этом месте, кроме самого шлюза, есть еще две достопримечательности: памятная табличка, которая гласит, что в 1929 году работами руководил инженер-поручик Корчаковский.
Рядом любимое место для фотографий у туристов – 200-летние солнечные часы. По ним даже время можно сверять в хорошую погоду.
часы во время реконструкции канала, гранитный циферблат – огромная каменная глыба с нанесенными цифрами. Реставраторы заменили пластины, выставили главную стрелку. Украсила раритет застывшая в металле лесная ящерица.
Есть версия, что это самые старые действующие солнечные часы в области. По легенде, их в начале XIX века установил генерал Игнатий Прондзинский в честь любимой женщины.
А вот у деревни Лесная, что находится ниже по течению от шлюза Волкушек, есть такая достопримечательность, как паром. Канал разделил селение на две части. А объединила левый и правый берег паромная переправа.
«Лакомое» место для туриста
Самое излюбленное место для отдыха у гродненцев и иностранных гостей – шлюз Домбровка.
В составе этого гидротехнического комплекса – судоходный шлюз и шлюз-регулятор. В первую очередь впечатляет распределительный шлюз, перегораживающий реку Черная Ганча, – он самый большой на всем канале. На берегах полно любителей рыбной ловли – в водах водятся даже форель и хариус. Летом нет отбоя от желающих постоять под естественным водопадом. Дно регулятора здесь деревянное, воды по щиколотку.
От него по вымощенной дорожке подходим к самому судоходному шлюзу, где шлюзование занимает около 25 минут. Две буквы на бортах шлюза «IM» – надписи почти 190 лет, но тайну инициалов пока разгадать не удалось. Есть версия, что принадлежали они возлюбленной капитана Арнольда, который в 1829 году руководил строительством шлюза.
Билеты на теплоход продаются здесь же. Катают пассажиров и два частных парохода.
Здесь же оборудован причал для судов, можно взять напрокат катамараны, лодки и проплыть по каналу, наслаждаясь прекрасными пейзажами. На Домбровке оборудованы более 20 мест отдыха, автостоянка. Каждые выходные здесь проходят различные фестивали.
Одни из самых любимых – фестиваль «Августовский канал в культуре трех народов», «Августовский канал приглашает друзей». Всего же в списке культурно-массовых и спортивных мероприятий, которые проходят на канале, несколько сотен пунктов.
Музей на берегу
Два года назад на Домбровке в бывшем домике судоходного смотрителя открылся музей Августовского канала. В нескольких помещениях дома воссоздан быт смотрителя, представлены раритетные экспонаты, впечатляющие фотоснимки, повествующие об истории создания и восстановления канала.
Черток, Куркуль и ГЭС
Следующий на пути – шлюз-регулятор Черток. Во время войны он был полностью разрушен. Во время восстановительных работ воссоздан на прежнем месте. У причала для судов – памятный знак, напоминающий о том, что реконструкция Августовского канала в 2004–2006 годах осуществлялась по указу Президента Республики Беларусь. На противоположном берегу канала видны остатки дота – здесь в 1941 году проходила линия обороны 68-го Гродненского укрепрайона – линия Молотова. Доты, к слову, находятся на протяжении всего канала, и по этим местам проходит один из туристических маршрутов.
В нескольких сотнях метров справа – мемориальный знак воинам-пограничникам, погибшим в неравном бою с фашистами в первый день Великой Отечественной войны.
Вот мы и на сотом километре канала – у шлюза Куркуль. Он интересен тем, что реставрирован в таком же состоянии, каким его создали строители 180 лет назад. Слева чуть поодаль плотина, удерживающая огромную массу воды, которая питает небольшое озеро. Оно сооружено для работы малой ГЭС «Немново» – единственного современного гидротехнического сооружения на всей белорусской части
Августовского канала. ГЭС обеспечивает электроэнергией жителей близлежащих деревень. Рядом, на острове, находится бывший домик смотрителя, который сдается для туристов и рассчитан на небольшую семью.
До Немана рукой подать
Последняя станция водного пути – шлюз Немново. Сразу за ним русло канала впадает в Неман. Шлюз часто упоминается еще и с приставкой «самый» – он самый высокий и большой из восемнадцати своих «собратьев»-шлюзов. Первоначально шлюз проектировался как двухкамерный, однако в 1833 году подрос – появилась третья камера. А в ходе реконструкции в начале двухтысячных в связи с понижением уровня Немана была достроена еще одна – четвертая.
Именно здесь в полной красе можно увидеть всю мощь гидравлического сооружения. Во время шлюзования теплоходы и байдарки поднимаются на высоту порядка десяти метров. А это высота трехэтажного дома! Сам процесс занимает около часа.
Металлические ворота шлюза весят порядка шести тонн и сделаны на Волковысском заводе литейного оборудования. Нелегки и деревянные: их вес – около двух тонн.
Рядом со шлюзом протекает река Осташанка, которая своим быстрым течением и порогами схожа с горными реками и привлекает любителей водного туризма не только со всей Беларуси, но из-за рубежа. На ее берегах проводятся областные и республиканские турслеты, международные соревнования по технике водного туризма. Здесь же находится туристическая база «Немново», где под руководством заместителя председателя Гродненского областного отделения ОО «Республиканский туристско-спортивный союз» Сергея Коляды создан парк активного отдыха. Можно взять напрокат байдарку или велосипед и отправиться по одному из разработанных маршрутов.
В деревне Немново, рядом со шлюзом, есть частный музей. Экспонаты для него в середине 90-х начал собирать Тадеуш Урбанюк, внук последнего шлюзового мастера Ивана Лукши. Когда Тадеуша не стало, коллекцией занялись соседи – семья Зажецких, чьи предки также работали на канале. В их доме музей находится с 2003 года. Кстати, в 80-х годах Зажецкие восстановили находящийся рядом регулятор воды
Маршрут на любой вкус
Одного дня, чтобы узнать Августовский канал, мало. Желающих задержаться в этих местах подольше радушно принимают в агроусадьбах в деревнях Радзивилки, Немново, Соничи, Тартак, Рынковцы, Лесная. А туристы-романтики разбивают палатки на берегу канала.
В районе Августовского канала разработано множество туристических маршрутов. Можно отправиться изучать места, наслаждаться нетронутой природой республиканского заказника «Гродненская пуща» пешком, на велосипеде, байдарке или лодке. Любителям водной стихии – на выбор сплавы разной степени сложности и продолжительности.
Посмотреть по дороге на канал есть что. К примеру, форты Гродненской крепости времен Первой мировой войны. В деревне Святск – дворцово-парковый ансамбль Воловичей, построенный в конце XVIII века итальянским архитектором Джузеппе Сакко. Во дворце сейчас идут ремонтно-восстановительные работы.
А в Радзивилках гостей встречает усадебно-парковый комплекс «Святск Гурских». Двухсотлетняя усадьба получила вторую жизнь после того, как в 2011 году ее приобрела семья Барташевич.
В поселке Сопоцкин обязательно посетите место, где всегда Пасха – музей писанки, местный костел. А в Заречанке – музей белорусского рушника.
Частью маршрута также может стать посещение расположенных вдоль правого берега канала дотов – свидетелей событий Великой Отечественной войны.
Фото Александра ЛОСМИНСКОГО
Екатерина ВЕСЕЛУХА
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад