– Начало нашей работы было наиболее важным и ответственным, – рассказал первый проректор ГрГУ имени Янки Купалы, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Олег Романов, выступивший в качестве модератора диалога. – Обсуждалась возможная модель конституционного строя Беларуси, внесение изменений в государственное и общественное устройство. Консолидированным стало мнение о переходе к президентско-парламентской республике с частичной передачей полномочий от Президента к парламенту, при этом роль Главы государства по-прежнему должна остаться достаточно высокой. Почему именно эта модель была одобрена большинством? Для политической культуры страны характерно стремление к персонификации государственной власти. Опыт постсоветского развития показал, что тип государственного устройства с сильной фигурой лидера является оправданным. В то же время чрезмерная концентрация полномочий в одном лице может препятствовать принятию тех или иных решений. Мы искали подход, при котором будут максимально обеспечены принципы системы сдержек и противовесов, не позволяющие создать перекос в сторону одной из ветвей власти. Это обеспечит соблюдение прав и свобод граждан, объективное принятие и реализацию решений.
Было предложено, чтобы парламент, а не Президент назначал республиканские референдумы, внеочередные выборы в Палату представителей и Совет Республики. Прозвучала также инициатива наделить высший законодательный и представительный орган страны правом назначать и освобождать от должности председателя и членов ЦИК, председателей и судей Конституционного и Верховного судов, генерального прокурора, уполномоченного по правам человека, если такая должность будет введена. Президент при этом будет возглавлять исполнительную власть, выступать Главой государства и Верховным главнокомандующим, заключать международные договоры, формировать правительство, принимать указы и другие акты, которые не приравниваются к законам, а по юридической силе подчиняются законам. У Президента, по мнению большинства участников диалога, должно сохраниться право отлагательного вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством депутатов.
– После обсуждения этих вопросов участники площадки пришли к мнению, что резкий переход к пропорциональной избирательной системе в данный момент нецелесообразен, – пояснил Олег Романов. – Причина этому – недостаточная развитость и авторитетность политических партий, которые должны быть активными участниками избирательного процесса. Поэтому предлагается постепенный переход от мажоритарной к смешанной системе выборов. Параллельно общественно-политическая активность и роль партий будет усиливаться. Для этого могут быть внесены изменения в закон о политических партиях в части сокращения количества учредителей до 500-700 человек.
В случае введения смешанной системы избрание одной половины депутатов парламента должно осуществляться по одномандатным округам, а второй – по партийным спискам. Такой порядок не позволит более крупным партиям монополизировать власть и обеспечит представительство в парламенте непартийных кандидатов. Единый день голосования экономит государственные средства и, по мнению многих, действительно может быть введен.
Среди прочих в итоговый проект вошли предложения ввести должность уполномоченного по правам человека, расширить круг лиц, имеющих право на обращение в Конституционный суд, сократить функции Комитета государственного контроля, ограничив контроль за исполнением республиканского бюджета или преобразовав данный орган в контрольную палату.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!