
В настоящее время киберпреступность представляет серьёзную угрозу для развития экономики и общества. За последние годы количество киберпреступлений значительно увеличилось, что требует принятия срочных мер для защиты информации и обеспечения кибербезопасности. Существуют самые распространённые способы обмана граждан.
Обман поперевшего под предлогом покупки вещей на интернет- площадке. На торговых интернет-площадках злоумышленник размещает объявление о продаже какого-либо имущества, пользующегося спросом, и преднамеренно устанавливает цену ниже рыночной. Пользователи, увидевшие указанное объявление, пишут лицу, его разместившему, и в ходе переписки злоумышленник сообщает, что не имеет возможности лично встретиться для передачи имущества, предлагает воспользоваться курьерскими услугами (например, «Доставка Куфар», «Белпочта (ЕМС)», «Курьерская служба (СДЭК)»). При согласии покупателя правонарушитель высылает в адрес пользователя ссылку с фишинговой страницей сайта какого-либо вида доставки, где предлагается ввести реквизиты БПК для оплаты товара, услуг курьера, паспортные данные, номер мобильного телефона, а также код из смс-сообщения. После ввода данной информации пользователю обычно сообщается об ошибке либо сайт перестаёт загружаться («зависает»). В это время всю введенную информацию видит злоумышленник и вводит ее на действительном сайте банка, получая доступ к денежным средствам пользователя и совершая их хищение. Проведя несанкционированную операцию по переводу денежных средств, он сообщает пользователю, что по техническим причинам не может её осуществить, и просит повторить указанные действия с какой-то другой карточкой (родственников или знакомых).
Обман потерпевшего под предлогом продления срока действия ЅІМ-карты. Ha телефон поступает ЗВОНОК от неизвестного, представляющегося официальным лицом сотовой компании (или же (или сотрудником, который занимается заменой домофонов), которое сообщает об окончании срока действия SIM-карты. Для его продления мошенники просят назвать код из смс-сообщения, который приходит на телефон. Так они пытаются получить доступ в личный кабинет на сайте оператора связи, после чего устанавливают переадресацию на контролируемый преступниками номер. Иногда для вхождения к ним в доверие предлагают перейти потерпевшим по фейковой ссылке.
Все приведённые примеры показывают, что мошенники используют фактор неожиданности и создают для жертвы максимально неудобные, ограниченные по времени условия для анализа происходящего. Обычно их интересует номер БПК, логин и пароль от кабинета пользователя, коды из смс-сообщения.
Для того чтобы обезопасить себя и свои денежные средства, необходимо соблюдать следующие правила:
не разглашать логины, номера телефонов, пароли, ПИН-коды, реквизиты БПК, расчетных счётов, секретные (CVC/CVV-коды, данные касательно последних платежей и срока действия пластиковых карточек третьим лицам;
исключить передачу посторонним лицам полученных в смс-сообщениях сеансовых паролей для подтверждения операций, а также своих БПК, каким бы то ни было способом;
вводить секретные данные только на сайтах, защищённых сертификатами безопасности и механизмами шифрования. Доменные имена этих ресурсов в адресной строке каждого браузера начинаются с https://, а не http://:
производить регулярный мониторинг выполненных операций, используя раздел с историей платежей, контролировать свои списания:
использовать дополнительный уровень безопасности (системы многоуровневой аутентификации, смс-информирование о расходных операциях;
не применять автоматическое запоминание паролей в браузере, если к персональному компьютеру открыт доступ посторонним лицам или если для входа на сайт используется компьютер общего доступа; устанавливать антивирусную защиту, своевременно обновляя базы данных вирусов и шпионских утилит.
Заместитель начальника
Мостовского РОВД
Гриневич Д.А.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад