Зачем МАЗ построил новый автобусный завод
Перед тем как ознакомиться с новым автобусным заводом, Александр Лукашенко решил встретиться с командой "МАЗ-СПОРТавто", сообщает БЕЛТА.
"Когда на международных экранах во всем мире МАЗ - все начинают думать, а что это за завод, который "убивает" всех на трассе. Это - наш МАЗ, наша гордость. Это реклама. И реклама не только автозаводу, но и всей стране и всей автомобилестроительной отрасли Беларуси. Вот в чем мой интерес", - сказал глава государства.
При этом Президент заметил, что спортсменам важно не только выступать, но и выигрывать. В то же время в прошлом сезоне "МАЗ-СПОРТавто" немного сдали позиции по сравнению с результатами 2023 года.
"Это спорт. Оставаться на пике постоянно довольно-таки трудно. Мы то вторые, то третьи. Да, победы в этом году (прошлом сезоне. - Прим. БЕЛТА) не получилось, - отметил начальник команды Сергей Вязович. - Мы сильно переоснастили нашу техническую базу. Это тоже немаловажно".
Александр Лукашенко рассказал, что в свое время по его поручению обратили серьезное внимание на команду. Для ее развития было сделано многое. "Я министру поручал (ныне послу в России), чтобы он обратил особое внимание на команду. Я ему сказал: "Будешь капитаном команды этой. Что хочешь делай, но помогай ребятам!" - заявил Президент.
Теперь же во главе Минпрома новый министр - Александр Ефимов, и глава государства поручил ему курировать данный вопрос. "У нас новый министр. Он в курсе дела. Молодой парень, белорус настоящий. За то, чтобы мы выигрывали. Вот тебе новый капитан. Должен помогать. Нам надо уделить внимание необходимое. Если что-то надо, скажи", - сказал Александр Лукашенко, обращаясь к начальнику команды.
Президент осмотрел расположение команды и ознакомился с техникой. Он даже собрался лично провести тест-драйв спортивного МАЗа: "Я смотрю на ваш автомобиль. Интересно было бы проехать где-нибудь в карьере".
"Как только будем готовы, дадим знать", - сказал в ответ Сергей Вязович.
"Нужен результат. А мы для вас будем делать все!" - заверил белорусский лидер.
"Мы будем заряжены на победу", - пообещал Сергей Вязович.
В 2023 году МАЗ приступил к реализации инновационного проекта по реконструкции автобусного завода со строительством нового производственного корпуса и увеличением производственных мощностей до 3 тыс. единиц техники в год. Здесь создали три автономных линии, построили боксы для диагностики, наладки и сдачи автобусов, организовали специализированный сварочно-заготовительно-механический цех. Общие инвестиционные затраты составили более Br300 млн.
Александр Лукашенко осмотрел модельный ряд пассажирской техники МАЗ и посетил сборочные участки. Глава государства подчеркнул, что если продукция будет качественная, то ее будут покупать, несмотря на большую конкуренцию на рынке. В противном случае не поможет даже снижение стоимости.
"Эту площадку мы построили с нуля за полтора года. Все оборудование установлено, работает, персонал набран. Здесь должны работать 1223 человека. Сегодня 431 человека переводим с действующего производства, дальше мы составили график: до конца года (1 января 2026 года мы должны будем выйти на стопроцентную загрузку данного производственного комплекса) штат будет укомплектован", - доложил генеральный директор МАЗа Валерий Иванкович.
"Неплохо же построили. Умеют", - оценил производственную площадку Президент. Сам же технологический этап Александр Лукашенко сравнил с производством самолетов, поскольку техника создается не на конвейере, это очень тонкая работа.
"У нас здесь 40 тыс. кв.м. Здесь находится весь технологический процесс - от первого элемента, который мы вырежем, до готового автобуса. Сейчас (на старом заводе. - Прим. БЕЛТА) мы в одном месте режем, в другом - варим, в третьем - собираем, а потом, если какой-то сбой с комплектующими, транспорт вытаскиваем на улицу вне зависимости от погодных условий и опять затаскиваем. А теперь мы будем работать так, как все мировые компании. Это площадка мирового уровня, - заявил Валерий Иванкович. - У нас три заготовительные линии, и по ним мы можем вести сразу три типа автобусов. То, что у нас технологически не получалось в сегодняшних условиях".
"Во всем мире так или роботы работают?" - уточнил глава государства.
"Роботы работают, когда есть два определяющих условия: однотипность и объем. Мы этот вопрос продумывали. Если мы выйдем в узкую профилизацию, то установим роботов. Возможности позволяют", - пояснил руководитель предприятия.
В какие проекты готово инвестировать государство
На предприятии Александр Лукашенко обратил внимание на производство заготовительных материалов. Профильные трубы, например, поставляет Молодечненский трубопрокатный завод. Там скоро будут осваивать и новые виды продукции. По мнению Президента, этот проект мог бы войти в государственную инвестиционную программу.
"Подобная продукция из металла нам нужна будет, это дефицит какой-то уже. Поэтому вот еще один проект. И не надо выдумывать для госинвестпрограммы какие-то проекты - вот он. Им надо углубляться. И как только мы придем к тому, что нам надо будет железная руда, вот тогда мы будем за пределами страны искать месторождения, вкладывать деньги и совместно отливать исходные заготовки. Я не хочу называть страны, но такие уже есть. Но мы к этому еще не пришли. Вот как мы упремся в это, так я вам подскажу, где мы будем что-то создавать. Вот так надо углубляться, а не придумывать какие-то заоблачные технологии и изделия", - заявил белорусский лидер.
Что Лукашенко проверял на автобусном заводе
Общаясь с работниками предприятия, Александр Лукашенко пояснил, что нынешний его визит на автобусный завод - своего рода проверка того, насколько производственные площади и специалисты готовы к работе. А торжественная церемония открытия нового завода состоится позже. Ориентир - знаковая для каждого белоруса дата, 80-летие Победы в Великой Отечественной войне.
"Когда у вас тут будет тысяча человек, шум-гам, когда будет приятный лязг (гусениц у вас нет) ключей, гаек, болтов, мостов, коробок передач… К маю месяцу вы должны это закрутить все. Позовете - я с удовольствием приеду, перережем ленточку", - сказал глава государства.
Президент рассказал, что, посещая новый автобусный завод, вспомнил свой последний визит на МАЗ. Тогда, по его словам, заводчане работали хоть и в тепле, но не в самых лучших условиях.
"Вы начали делать эти автобусы. Строить и продавать, особенно на внешних рынках. Вы молодцы и заслужили того, чтобы у вас был свой завод по производству автобусов. В этом году мы произведем и продадим 2,3 тыс. автобусов. Это хорошие цифры. Грузовиков мы произведем и продадим в целом 15 тыс. Тоже неплохо, - сказал Президент. - Под две тысячи каждый год добавляйте, и тогда не будет проблем с работой и трудоустройством не только у вас, но и у ваших детей".
Александр Лукашенко отметил, что в этот раз глубоко в экономику предприятия не погружался, но на первый взгляд оно работает неплохо. "Мне доложат об этом. Но говорят, что вы на подъеме", - обратил он внимание.
За что Президент испытывает гордость и что называет своей главной задачей
"Сохранение наших гигантов было моей главной задачей. Будучи еще совсем молодым Президентом, я себе пообещал сохранить все то, что было наработано прежними поколениями до нас. И вы, кто постарше, помните: мы начали с вами эпопею. МАЗ, БЕЛАЗ, лифты в Могилеве, "Интеграл", на который спрос сегодня - только дай, да все предприятия - все это надо было спасать. Откровенно говоря (опять же, не хочу вас перехвалить), когда я вижу автомобиль МАЗ, наш автобус, троллейбус, это гордость. И я счастлив, что мы сохранили нашу страну как машиностроительную", - сказал глава государства.
"Сегодня у нас один вопрос: а как двигаться дальше? Вы, наверное, заметили жесткое мое совещание по инвестиционной программе (Государственная инвестиционная программа - куда вкладывать деньги). А чего мы мудрим, что мы там выдумываем? Видим, что у вас тенденция хорошая по производству автобусов, - нате вам завод. За полтора года выдали. И завтра-послезавтра, образно говоря, здесь должны работать люди, т.е. мы умеем делать все. Нужна определенная дисциплина, чтобы было качество. И надо экономить", - отметил Александр Лукашенко.
"Возвращаясь к инвестиционной программе, я подумал о том, что не надо ничего выдумывать. Давайте будем делать то, что мы уже умеем делать на каком-то уровне. Если у тебя есть определенная база, легче подниматься к высотам. Мы же не американцы. Как Трамп заявил: "Мы обложим весь мир налогами, и пусть весь мир работает на американцев!" Болтовня, не больше. Какой бы ты мощью ни обладал в Америке. Он что, обложит налогами Беларусь, Россию, Китай, Африку и мы будем на американцев работать? Держи карман шире - будем работать", - с сарказмом заметил Президент.
"Ладно, популизма там хватало, но мы ведь даже так сказать не можем. И не должны. Мы должны углубляться, мы должны совершенствовать то, что умеем, и вкладывать деньги в это", - убежден глава государства.
В каких производствах нуждается Беларусь
Александр Лукашенко обратил внимание, что в Беларуси хорошие конструкторы и сборочные производства. Наши специалисты, заявил он, могут произвести любую технику вплоть до космических аппаратов и атомной бомбы. Вопрос только во времени и деньгах. И еще один важный момент - нужна ли эта продукция Беларуси? Ракеты в космос наша страна не запускает, а с вооружением помогают россияне.
"Надо для людей что-то делать, т.е. надо вкладывать деньги туда, где мы умеем, соображаем, что-то делаем, - подчеркнул белорусский лидер. - Доказал, что ты можешь, можешь продать, хорошая продукция - вперед".
В пример Александр Лукашенко привел резидентов Минского городского технопарка (в январе глава государства посещал эту площадку). Пока там расположены небольшие частные производства, но их продукция востребована во многих странах.
"И эти маленькие производства (и собственные, и белорусско-российские, и созданные с иностранными компаниями) мы будем тиражировать, если на продукцию будет спрос. Потренировались на малом производстве - хорошо, давайте мы вам завод построим, но вы там производите свою продукцию и продавайте. И так будем тиражировать по всей стране. У нас сегодня уже трудовых ресурсов не хватает на все эти мощности", - заявил Президент.
Глава государства упомянул встречу с командой "МАЗ-СПОРТавто". Он отметил важный момент - в гоночных грузовиках используется много деталей и узлов, которые есть и на штатных серийных автомобилях.
"Они крошат, ломают эту машину. Она выдерживает страшные перегрузки, и там мы видим все недостатки. И я Вязовичу сказал, что он должен работать с конструкторами МАЗа, руководством, начальниками цехов для того, чтобы совершенствовать этот автомобиль. Нам это надо - качество. Ну и побеждать. Будете побеждать - будем вас поддерживать и помогать. Таково отношение ко всем, и вам в том числе. Будет результат - будем помогать и поддерживать", - подчеркнул Александр Лукашенко.
"Это что, МАЗ сюда вложил деньги? Нет. Это деньги нашего государства. Я собрал эти деньги со всего народа и вложил сюда, надеясь, что через 5-10 лет вы эти деньги не только вернете, но и удвоите-утроите через налоги и так далее. Поэтому мы будем вам помогать, будем вас поддерживать. Да и для народа вы делаете хорошее средство передвижения. Поэтому тихо и спокойно будем делать свое дело. Давайте рассчитывать на свои силы. Если у нас будет свое, это наше. Если у нас своего нет, рассчитывать на кого-то… А мы умеем для жизни людей делать все!" - резюмировал белорусский лидер.
Что Лукашенко требует от МАЗа
От коллектива предприятия Президенту вручили подарочный сертификат на пригородный автобус МАЗ вместимостью 60 человек. Он будет передан социально-педагогическому центру Заводского района Минска. В составе этого центра есть четыре структурных подразделения, в том числе детский социальный приют. Среди задач учреждения - реализация программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, содействие органам опеки и попечительства в жизнеустройстве несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-педагогическая и психологическая помощь детям и их законным представителям.
"Там же обездоленные люди, - отметил глава государства. - Пусть люди пользуются".
Александр Лукашенко, поблагодарив гендиректора МАЗа Валерия Иванковича за подарок, с юмором заметил: "Я очень рад, что ты сделал вывод из того, что мне дарили в предыдущее время. Приеду - мне такую модельку маленькую подарят… Я говорю: "Слушайте, ребята, столько для вас сделал, а вы мне подарили какую-то модель!" Целый автобус (сейчас подарили. - Прим. БЕЛТА)!"
Президент подчеркнул, что с удовольствием готов приехать на открытие нового автобусного завода МАЗа, которое намечено провести в торжественной обстановке к 80-летию Победы. "Проедем на автобусе", - сказал он.
Александр Лукашенко также заверил присутствующих, что государство продолжит оказывать поддержку предприятию, но только при одном условии: "Я готов помогать вашему коллективу, вы для меня родные, дети мои, можно сказать, которых я, как утопленников, в свое время спасал (речь о решении Президента сохранять такие гиганты, как МАЗ, и оказывать помощь со стороны государства в то время, когда завод испытывал трудности. - Прим. БЕЛТА). Готов. Но только за результат. Будет результат - я с удовольствием буду помогать".
По материалам БЕЛТА
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад