Елена Кроткова, ректор Гродненского государственного медицинского университета:
– Вспоминаю годы своего студенчества именно как благодатное время для получения того багажа знаний, который стал твердой основой для дальнейшего профессионального роста. Желание узнать больше и поэтому хорошо учиться во мне, можно сказать, было заложено родителями с детства. Это постоянно двигало вперед. В Слонимском медицинском училище, которое по совету родителей выбрала первой ступенькой медицинского образования, не могла представить, что в аттестате будет хоть одна четверка. Потом получила красный диплом в вузе. При том что студенткой вышла замуж и на пятом курсе уже родила сына. Свободного посещения в мединституте в те годы не было, любой пропуск, даже по болезни, нужно было отрабатывать. Но это воспринималось как должное, потому что были убеждены: без прочных знаний ты не станешь настоящим врачом. Позже были интернатура, аспирантура, всевозможные курсы. Написала и защитила кандидатскую диссертацию, даже получила два патента на изобретение в области фтизиатрии. И учиться продолжаю до сих пор.
Когда молодежь просит поделиться секретом, как добиться успеха, первое, что советую, - учиться. Жизнь все равно заставит наверстывать упущенное. Нужно ценить и пользоваться тем, что государство предоставляет будущим врачам прекрасную возможность бесплатно получить знания и практические навыки для того, чтобы пришли на работу в лечебные учреждения подготовленными, образно говоря, на все сто. Есть все условия и для саморазвития, самопознания. О том, как здравоохранение страны и Гродненщины в частности в последние годы интенсивно развивается, знаю не понаслышке. И какое место в ней займет, как реализует себя начинающий сегодня врач, зависит только от него самого.
Александр Сонгин, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
– Мои студенческие годы начались в Лидском педагогическом училище. Преподаватели подарили мне уверенность в своих силах и желание двигаться вперед. Они учили меня подходить разумно и спокойно ко всему. Не ждать, что все желаемое осуществится по взмаху волшебной палочки, а намечать конкретные цели и уверенно двигаться к ним. Спустя десятки лет я по-прежнему очень благодарен им за это.
Первая специальность, которую я получил, – учитель начальных классов, стала для меня опорой в жизни, дала возможность на многие вещи взглянуть иначе и стать именно тем, кем я являюсь. Годы, проведенные в училище, вспоминаю с теплом. Мы учились, дружили, вместе с ребятами мечтали о будущем. Занимались спортом, старались каждый день прожить интересно, с пользой. В училище я научился петь и играть на гитаре. Почти каждый день по два-три часа я уделял музыке. Старался, ошибался, но проявлял упорство, и у меня получилось. В жизни ведь всегда так: главное – настойчивость и искреннее желание чего-то достичь, поиск возможностей, а не отговорок. Гитара до сих пор со мной. Играть я научил и своих сыновей, очень хотел передать им такую же любовь к музыке, привить им терпение и усердие. Думаю, получилось.
Высшее образование я получал заочно, вступив уже во взрослую жизнь. Жена тоже была студенткой заочного отделения. На тот момент у нас была семья и уже отнюдь не юношеские беззаботные взгляды на жизнь. Приходилось много работать, выкладываться морально и физически, чтобы достичь успеха. Иногда мы с женой смотрим на пройденный путь и удивляемся, откуда удавалось черпать силы, и в то же время понимаем: все пережитое того стоило.
Виталий Якубчик, директор ОАО «Лидагропроммаш»:
– Мои студенческие годы пришлись на 2003-2006 года. Как многие лидские мальчишки, увлеченные техникой, я учился в Лидском технологическом колледже при университете Янки Купалы. Будущая профессия техника-механика позволяла изучить технические языки, досконально разбираться в автомобилях. Здорово, что мы с первых дней обучения практиковались на заводе, который сейчас, кстати, возглавляю. Практику проходили в транспортном цеху, у настоящих профессионалов.
Поскольку я парень из рабочей семьи, с детства знаю цену рубля. А потому в свободное время, на каникулах не бездельничал: укладывал асфальт в Лиде в дорожно-строительной организации, трудился на зернотоку в одном из агропредприятий Ивьевского района, убирал хлеб в качестве помощника комбайнера. Это был отличный шанс заработать собственные деньги и приобрести важный технический и жизненный опыт. Хорошее время постижения мира и себя в нем.
После колледжа трудился на ОАО «Стеклозавод» Неман» (сперва в отделе маркетинга, затем – таможенного декларирования) и заочно учился в Международном гуманитарном экономическом институте на юрфаке.
В 2012 году перешел на «Лидагропрммаш» и через два года по направлению Лидского райисполкома поступил в Академию управления при Президенте РБ на факультет менеджмента. Благодаря знаниям, стал понимать, что без инноваций никакое предприятие существовать не может. Чем, собственно говоря, и занимается наш коллектив. В 25 лет стал заместителем директора ОАО «Лидагропроммаш», в 27 – возглавил завод.
Если сравнивать предприятие ОАО «Лидагропроммаш» 2016 года, когда я его возглавил, и 2020 года, – то, кажется, что глобальных изменений не произошло. На самом деле глобальным изменением можно считать осознание коллективом истины, что для выживания в нынешних экономических условиях необходимо быть не только профессионалом своего дела, но и «универсалом», способным заменить временно выбывшего коллегу, поддержать весь технологический и рабочий цикл без остановки. Потому мы изменили подходы к обучению и повышению квалификации работников: прямо на предприятии есть филиал БНТУ, где работники проходят переквалификацию.
А я по-прежнему учусь: Министерство промышленности Республики Беларусь направило на новый проект «Школа бизнеса. Деловое администрирование».
Евгений Назаревич, мастер спорта международного класса, многократный победитель чемпионатов мира, Европы и РБ по гиревому спорту, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, электросварщик ОАО «Гроднопромстрой»:
– Годы учебы в Щучинском ПТУ-198 (сегодня – государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей) я вспоминаю с теплом и благодарностью. На моем пути встретились чудесные педагоги, которые научили не только профессии «мастер сельскохозяйственного производства», но и дали уроки жизни, привили любовь к спорту.
На втором курсе я проходил практику в колхозе «Россия» – работал помощником комбайнера на жатве. Было столько эмоций, радости от труда хлебороба, и первая заработанная зарплата! Цену рубля я знаю с ранней юности...
Там же, в ПТУ, начал ходить на спортивную секцию и поднимать гирю в тренажёрном зале под руководством Юрия Ордынца. Увлёкся, даже выступил на соревнованиях. Учёба и особенно спорт захватили меня полностью. С тех пор с гирей не расстаюсь...
В 2006- м заочно окончил Московский государственный открытый университет по специальности «менеджмент организации», в 2018-м частное образовательное учреждение «Институт управления» в г. Архангельске по специальности «юриспруденция», в этом году поступил в Белорусский государственный университет физической культуры, изучаю спортивно-туристическую деятельность, менеджмент туризма...
Считаю, что движение – это жизнь. Чтобы быть гармонично личностью, надо постоянно развиваться физически и умственно. При этом меня устраивает моя работа электросварщика: я взаимозаменяем и без ущерба для производства могу планировать соревнования.
В свободное время, кроме тренировок, активно участвую в общественной жизни, воспитываю сыновей, провожу мастер-классы, встречаюсь с юными землякам в родном Щучине и рассказываю о том, что для достижения успехов нужно упорно трудиться.
Ольга Лышова, директор гимназии №3 города Гродно:
– В 1976 году я поступила на филологический факультет в Гродненский педагогический институт, а в 1980-м оканчивала уже университет имени Янки Купалы. Учеба в университете была не только временем получения важных профессиональных знаний и навыков. Глубокие знания педагогов, их интеллигентность, кругозор, создавали для нас образ учителя. Нам, студентам, хотелось «дотянуться» до них. Мы мечтали, как придем в школы, будем учить… Думая о будущей профессии, не говорили о ее престиже или зарплате, куда важнее для нас было стать полезными, совершенствоваться, как говорил Толстой, «быть вполне хорошими». Педагоги рождали в нас желание непрерывно получать новые знания, совершенствоваться. Именно это важно в профессии наставника. Об этом мы говорим сегодня с нашими молодыми специалистами, учениками.
Вдохновившись примером педагогов, я мечтала и верила, что создам методику обучения русскому языку, благодаря которой каждого смогу научить минимум на четверку по пятибалльной системе. Это была моя идея о философском камне. Поэтому еще студенткой стала изучать различные технологии преподавания. За годы выработала свою методику, нравится индивидуально-типологический подход. Но главное, в чем не раз убеждалась, это то, что интерес к предмету начинается с интереса к учителю. Если ученик любит учителя, ценит, он пойдет за ним.
Яркое воспоминание студенческих лет – литературный театр. У нас была богатейшая духовная жизнь. Под руководством сотрудников гродненского телевидения мы ставили поэмы Евтушенко, Есенина, проводили творческие вечера. Этот опыт я использовала и в своей педагогической деятельности на уроках литературы.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!