С тех пор ценную в планетарном масштабе достопримечательность посетили миллионы человек. Дважды с инспекцией сюда заезжали и гендиректоры ЮНЕСКО: Коитиро Мацуура в 2002 году и Ирина Бокова в 2014‑м. Сегодня Мирский замок — по‑прежнему главная точка притяжения для интуристов и жителей нашей страны, важный пункт в общем деле формирования привлекательного имиджа.
К знаковой юбилейной дате комплекс подготовил шикарную выставку‑экскурсию: 20 самых примечательных музейных экспонатов, которые любители древностей по‑прежнему могут увидеть в экс‑резиденции Радзивиллов, Витгенштейнов и Святополк‑Мирских. С помощью младших научных сотрудников Вероники Красовской и Дмитрия Андреева корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня» выбрали семь самых‑самых. Об остальных можно узнать из виртуальной экскурсии, которая уже доступна на сайте музея.

Металлическая матрица печати, XVI в.
Строительство замка в Мире началось в 1520‑х по распоряжению магната Юрия Ильинича. 16 лет назад на приусадебной территории одного из жителей поселка была найдена датированная XVI веком матрица печати с гербом «Корчак», которым пользовались Ильиничи. Исследователи полагают, что принадлежала она тому самому Юрию Ильиничу — государственному деятелю ВКЛ, первому владельцу Мирского замка. В 2011‑м Владимир Балабанович подарил ценный артефакт музею.

Настенная карта ВКЛ. Томаш Маковский. Амстердам, 1631—1650 годы
В начале XVII века по заказу Николая Христофора Радзивилла по прозвищу Сиротка была создана первая крупномасштабная карта ВКЛ, которую сегодня часто называют просто радзивилловской. Карта вышла в 1603 году, но экземпляров того издания найдено, увы, пока не было. Нам карта известна с 1613‑го. В 1631 году она появилась в атласе Вильгельма Блау. На копии — более тысячи населенных пунктов с разделением на города, местечки и деревни. Специальным символом княжеской митры обозначены населенные пункты, принадлежащие знатным родам. Также на карте изображены границы воеводств, поветов, столицы диоцезий и епархий.

Фрагменты кунтушовых поясов. Франция, между 1785—1792 годами
С конца XVI и до XVIII века пояса были важным аксессуаром шляхетского костюма. Они выполняли не только бытовую функцию — поддерживали одежду в области талии, но и репрезентативную: кунтушовый пояс подчеркивал особый социальный статус его владельца. В конце XVIII века пояса пользовались огромной популярностью. Поэтому Пасхалис Якубович, варшавский купец и фабрикант, обратился с заказом на их производство в Лион — французский город, который на тот момент считался центром художественного текстиля. Кунтушовые пояса, которые были вытканы с использованием мотивов слуцкой мануфактуры, принято называть поясами слуцкого типа. К таким относятся фрагменты из фонда музея.

Шпалера «Охота», конец XVI в.
Шпалера — это безворсовый ковер с сюжетным изображением, выполненный ручным способом. В Мирском замке хранится самая большая коллекция шпалер в Беларуси. Старейшая из них — «Охота», которая размещена в столовой избе — главном парадном замковом помещении радзивилловской эпохи. «Охоту» выткали во Фландрии. Источниками вдохновения для мастеров послужили гравюры Страдануса и Ханса Бола. Интересно, что на шпалере можно увидеть изображения вымерших животных: аланов и булленбейсеров — боевых собак — и тура. К слову, последний тур был убит на территории Польши в 1627 году.

Рога первобытного зубра, которым 10 тысяч лет
Кроме шпалер, стены столовой избы было принято украшать рогами и шкурами животных. Сейчас здесь находится самый старый экспонат музея — рога первобытного зубра, которому около 10 тысяч лет. Рога нашли в реке Щара недалеко от Слонима.

«Вялiкае мастацтва артылерыi. Частка першая» Казимира Семеновича, 1650 г.
Все хозяева Мирского замка — Радзивиллы, Витгенштейны, Святополк‑Мирские — были знатными библиофилами. Сегодня в коллекции музея насчитывается более 400 книг на немецком, французском, польском, латинском и других языках. Среди главных жемчужин коллекции — «Вялiкае мастацтва артылерыi» Казимира Семеновича, изданное в Амстердаме в 1650 году. Более двух столетий издание считалось главным учебником по артиллерии в Европе. На его страницах — описание стандартных конструкций ракет, зажигательных снарядов и других пиротехнических приспособлений. Здесь же Казимиром Семеновичем впервые была рассмотрена идея использования реактивных двигателей в артиллерии. В книге 304 страницы и 22 листа с рисунками, выполненными самим автором.

Портрет Анны Луизы Радзивилл. Неизвестный художник, XIX в.
Портрет второй жены Михала Казимира Радзивилла по прозвищу Рыбонька украшает стены картинной галерии Мирского замка. Известно, что Анна Луиза проживала с детьми в Мирском замке до 1764 года. Сам портрет примечателен тем, что является парадным — об этом говорят княжеские атрибуты на картине: митра, лежащая на красной подушке, и аксамитный плащ, подбитый мехом горностая. В левой руке Анны Луизы веер — он также подчеркивает ее высокий социальный статус.
Этот портрет, к слову, как и еще 16, были куплены музеем четыре года назад. До этого они находились в Германии, куда попали в конце XIX века с белорусских и литовских земель.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!