Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноСоциумВ трудовом коллективеНовости МостовщиныНаш край

Листая страницы истории...

Листая страницы истории...01 декабря 2017 — 11:11

 

Несколько лет назад ОАО «Мостовдрев» посетила представительная делегация во главе с профессором Парижского университета Барбарой Клосович – всего около 20 человек. В её составе были живущие во Франции, Польше, Англии родственники основателей фанерного завода в Мостах братьев Игнатия и Вацлава Конопацких. Тогда начиналась реконструкция фанерного цеха, новое производство не вписывалось в старые стены. Я с удивлением наблюдал, как гости берут себе на память кусочки старого кирпича со здания, возведённого ещё Конопацкими.


-- Нам понравилось предприятие, вы дали ему новую жизнь,-- сказала тогда Барбара Клосович, —а артефакты пусть напоминают нам о заводе, когда-то построенном Конопацкими в Мостах.


Что же привлекло уроженцев Варшавы и потенциальных инвесторов в наши края? Река Неман! Именно по рекам сплавляли в начале века плоты с древесиной. Другого пути тогда не было. Привлекала и расположенная в двух километрах железнодорожная станция «Мосты», что создавало удобство в отгрузке готовой продукции, которую братья собирались продавать по всему миру.
Конопацкие учились в Америке, патент на производство фанеры купили в Швейцарии. Оборудование для завода поступало из Соединённых Штатов.


В 1927 году завод дал первую продукцию. Фанеру учились делать крестьяне из ближайших деревень - Занеманска, Зельвян, Подворной, Больших Степанишек и других.


В музее «Мостовдрева» можно было увидеть лёгкие и прочные листы фанеры размером 40 на 40 сантиметров. В начале века в крупнейших странах бурно развивалось самолётостроение. Именно для него и предназначалась фанера из Мостов -- делали фюзеляжи и крылья летательных аппаратов. Самолёты тогда не имели ангаров, стояли на аэродромах. Фанера не должна была коробиться от дождя и снега, а выдерживать большие нагрузки.


В двадцатых годах прошлого века в мире было только три завода по выпуску такой фанеры. Завод Конопацких в Мостах был «лучшим на европейском континенте» -- именно так писала о нём в 1936 году газета «Курьер Варшавский». Копия этой газеты тоже сохранялась в музее предприятия.


Неудивительно, что фанеру для самолётостроения охотно покупали Англия, Франция, США и другие страны.
Поскольку был большой спрос на продукцию, завод быстро развивался. Если в 1927 году здесь работало 100 человек и выпускалось свыше 400 кубометров фанеры в месяц, то уже через десять лет здесь трудилось 300 человек и отгружали до 50 вагонов продукции за такой же период.


Фабричный посёлок Мосты быстро рос. Напротив здания редакции находится одна из первых улиц нашего города -- Песочная. Ещё несколько десятилетий назад здесь стояли дома, построенные братьями Конопацкими для рабочих завода, облагороженные снаружи той самой фанерой, которая не коробилась и служила полвека и более. Стояли здесь и построенные ими аптека, магазин, а далее находилась пятилетняя школа для детей работников.


Неизвестно, как бы продолжалась судьба предприятия дальше, но в сентябре 1939 года началась война между Германией и Польшей. На фанерный завод в Мостах упали первые бомбы, и он был частично разрушен. Многое перенёс и в Великую Отечественную войну.


В послевоенный период восстановление завода шло до 1953 года.
-- Я пришла на фанерное производство в 1950 году,--рассказывает ветеран «Мостовдрева» Мария Михайловна Сергеева, — трудились тогда ещё под открытым небом. Но мы, молодые девушки, на трудности не жаловались, работали дружно, с огоньком. Со временем всё наладилось.


В биографии предприятия есть две даты, которые серьёзным образом повлияли на его судьбу.
Первая из них – 1958 год. К фанерному заводу присоединили работающий рядом лесопильно—деревообрабатывающий завод, и предприятие стало называться фанеро-деревообрабатывающий комбинат (ФанДОК). Лесопилку когда-то в Мостах одновременно с братьями Конопацкими построил купец Коминар. Берёза из плотов шла на фанерное производство, сосна -- на лесопиление. Объёмы производства значительно выросли, и Мостовский ФанДОК стал известен в БССР как одно из лучших деревообрабатывающих предприятий.


Вторая точка отсчёта – 1971 год. К ФанДОКу были присоединены три мебельные фабрики: Гродненская, Слонимская и Мостовская. Новое предприятие вскоре стало лидером деревообработки Советского Союза, получало знамёна за успехи в соревновании, а его работники – ордена и медали. Орденоносцев на «Мостовдреве» было более полусотни. Под одним из таких знамён ветераны «Мостовдрева» недавно шли в колонне на открытие памятного знака, посвящённого людям, строившим подвесной мост.


Затем наступили годы перестройки, случился развал Советского Союза, оборвались хорошо налаженные связи с поставкой сырья и продажей продукции. Ситуация начала меняться лишь в первые годы следующего XXI века.


С.ЗВЕРОВИЧ
Фото автора


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио