– Так, по сравнению с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. скорректирована структура КоАП; введена категоризация правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий; системно пересмотрены и дифференцированы административные взыскания; введен институт профилактических мер воздействия с целью усиления профилактической составляющей норм об административной ответственности. Расширен перечень оснований для освобождения от административной ответственности, круг деяний, влекущих административную ответственность только по требованию потерпевшего; исключены правовые институты, характерные по своей сути для уголовного, а не административно-деликтного законодательства (соучастие в правонарушении, покушение на правонарушение). Пересмотрены сроки наложения административного взыскания; упрощены и четко структурированы условия административной ответственности субъектов хозяйствования. В целом переработана и унифицирована структура норм Общей части КоАП 2003 г. с целью упрощения их восприятия; закреплены экономические стимулы для оперативной уплаты штрафа.
– Что переработано и с какой целью в КоАП?
– По сравнению с КоАП 2003 г. положения Особенной части комплексно переработаны с целью исключения неактуальных и формальных составов административных правонарушений, составов правонарушений, имеющих гражданско-правовую природу, корректировки санкций в зависимости от категории совершенного правонарушения и причиненного им вреда, перераспределения статей (частей статей) Особенной части КоАП между главами в соответствии с родовым и непосредственным объектом отдельных административных правонарушений.
– Каковы корректировки в Процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях?
– Здесь скорректирована структура кодекса, обеспечено взаимное согласование положений ПИКоАП и КоАП, а также включение в Процессуально-исполнительный кодекс положений из иных проектов законов, оптимизирован круг государственных органов и организаций, наделенных правом составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, детализирован порядок обжалования действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, реализованы поступившие предложения по совершенствованию норм Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях 2006 г., в целом переработана и унифицирована структура норм ПИКоАП с целью упрощения их восприятия.
– Скорректировано понятие органа, ведущего административный процесс, закрепленное в пункте 10 части 1 статьи 1.10 КоАП (в ПИКоАП 2006 г. – статья 1.4). В частности, установлено, что административное преследование и решение вопроса о применении мер административной ответственности должно осуществляться только уполномоченными государственными органами и организациями, что согласовывается с публичным, государственно-властным характером административного процесса.
Административные правонарушения разделены на три категории в зависимости от их характера и степени общественной вредности (статья 2.2 КоАП): административные проступки, значительные административные правонарушения, грубые административные правонарушения.
– Объясните нашим читателям, что относится к административным проступкам.
– Административные правонарушения, за которые в соответствии с санкцией Особенной части КоАП может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере, не превышающем 10 базовых величин для физического лица, 25 базовых величин для индивидуального предпринимателя, 50 – для юрлица.
– Что такое значительное административное правонарушение?
– К ним относят административные правонарушения, за которые может быть наложено административное взыскание в виде конфискации, депортации, штрафа в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо превышающем 10 базовых величин для физического лица, 25 базовых величин для индивидуального предпринимателя, 50 – для юрлица.
– Грубое административное правонарушение – это...
– Административные правонарушения, повторное совершение которых влечет уголовную ответственность, а также за которые в соответствии с санкцией может быть наложено административное взыскание в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью.
– Понятие «вина юридического лица» (статья 3.5 КоАП 2003 г.). В соответствии с частью 2 статьи 4.6 Кодекса об административных правонарушениях юрлицо несет административную ответственность, если такое лицо указано в санкции, с учетом специального условия, предусмотренного частью 3 статьи 4.6 КоАП, и им не были приняты все меры по соблюдению норм (правил), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом принцип справедливости (часть 4 статьи 1.4 КоАП) содержит норму, в соответствии с которой административная ответственность юрлица может наступать в случаях, предусмотренных КоАП, когда ответственность виновного работника этого юрлица, исходя из задач и принципов КоАП, недостаточна ввиду причинения административным правонарушением значительного вреда охраняемым интересам.
– Коснулись ли изменения профилактической составляющей административной ответственности?
– С целью ее усиления, а также сужения сферы применения административного взыскания до пределов, оптимально необходимых для поддержания общественного порядка, в кодекс об административных правонарушениях введен институт профилактических мер воздействия (глава 5 раздела III КоАП).
– Что относится к таким мерам?
– В частности, это устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних), применение которых осуществляется в рамках института освобождения от административной ответственности (статья 5.1 КоАП). Указанные профилактические меры, по общему правилу, назначаются вместо административного взыскания за совершение правонарушений, не относящихся к категории грубых.
Так, устное замечание (разъяснение физлицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережении о недопустимости противоправного поведения с его стороны) объявляется в устной форме при малозначительности (часть 2 статьи 8.2 КоАП) совершенного физическим лицом административного правонарушения до начала административного процесса – то есть без составления протокола об административном правонарушении и иных процессуальных документов.
Предупреждение (письменное предостережение лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и правовых последствиях повторного совершения) применяется к физлицам и юрлицам в случае признания ими факта совершения административного правонарушения и согласия на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения: императивно – за совершенные однократно административные проступки (часть 1 статьи 8.3 КоАП); по усмотрению суда, органа, ведущего процесс, – за совершенные однократно значительные административные правонарушения (часть 2 статьи 8.3 КоАП). При этом лицо будет считаться совершившим административный проступок (или значительное административное правонарушение) однократно в случае, если в течение одного года до его совершения не подвергалось административному взысканию и не освобождалось от административной ответственности с вынесением предупреждения за такое же нарушение.
– Владимир Владимирович, в свою очередь как изменился административный процесс?
– Изменения не столь существенные по сравнению с КоАП, хотя ПИКоАП также претерпел модернизацию.
– Например, в новом Процессуально-исполнительном кодексе расширены случаи закрытого рассмотрения дела об административном правонарушении, которое может проводиться в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников административного процесса, их близких родственников. Данная норма закреплена в части 3 статьи 2.14 ПИКоАП. О закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, рассматривающими дело, выносится постановление (часть 5 статьи 2.14 ПИКоАП).
Статьей 6.12 ПИКоАП установлен порядок применения технических средств в процессе доказывания. В частности, при наличии видеозаписи, подтверждающей факт совершения административного правонарушения, и признания своей вины лицом, в отношении которого ведется административный процесс, когда это признание не оспаривается другими участниками процесса, иные процессуальные действия могут не производиться. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, с согласия его участников составляет протокол об административном правонарушении либо выносит постановление, предусмотренное статьями главы 10 ПИКоАП.
Процессуально-исполнительный кодекс содержит новые меры обеспечения административного процесса, применяемые к лицу, в отношении которого он ведется: временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо лицу в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода.
Порядок наложения административного взыскания при признании физическим лицом своей вины (статья 10.3 ПИКоАП) практически такой же, как и в действовавшем ПИКоАП 2006 г., за исключением некоторых нововведений.
Например, постановление, вынесенное в соответствии с час-тью 1 статьи 10.3 ПИКоАП, как и было ранее, подписывается лицом, его составившим, и объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено. При этом, по ходатайству этого лица копия постановления также вручается ему либо высылается заказным письмом, направляется посредством электронной или другой связи, в том числе с использованием интернета.
В соответствии с частью 1 статьи 10.5 ПИКоАП при наличии оснований для освобождения от административной ответственности, предусмотренных частью 1 статьи 8.3 КоАП, лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление об освобождении от административной ответственности с предупреждением. Указанное постановление вступает в законную силу с момента его вынесения.
– На Ваш взгляд, в чем главная особенность новых кодексов?
– В закреплении приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием, исключение формальных, устаревших и невостребованных составов, либерализация законодательства.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!