Теорию о том, что мастера Страдивари и Гварнери обрабатывали свои скрипки различными химическими веществами, из-за чего и получался столь уникальный звук, первым предложил почетный профессор биохимии в Техасском университете Джозеф Наджвари. В результате исследования группы ученых были названы некоторые из них.
Свою теорию профессор Наджвари доказал около 40 лет назад. «Моя работа на протяжении многих лет основывалась на предположении, что древесина, из которой были созданы музыкальные инструменты великих мастеров, подверглась агрессивной химической обработке, и это сыграло прямую роль в создании их великолепного звука», – пояснил ученый для портала Техасского университета.
Не так давно выводы Наджвари были подвергнуты проверке. Международную группу возглавил профессор химии Тайваньского народного университета Хванг-Чин-Тай. Туда вошли как тайваньские исследователи, так и ученые из Техасского университета (США). Результаты были опубликованы в Angewandte Chemie, ведущем немецком журнале, посвященном химии. В частности, ученые выяснили, что великие мастера прошлого обрабатывали инструменты раствором буры (борат натрия), цинка, меди и квасцов в сочетании с известковой водой.
Примечательно, что борат натрия в качестве консерванта применялся еще древними египтянами при мумификации, его использование было широко распространено. Знали люди прошлого и об инсектицидных свойствах этого вещества – а ведь порча древесины насекомыми была тогда одной из существенных проблем.
Как тут не вспомнить советский фильм «Визит к Минотавру», где основным секретом уникальных скрипок мастера Николо Амати был лак. Профессор Наджвари утверждает, что как раз-таки состав лака не был особенным секретом и он не слишком влиял на тон в отличие от раствора, которым пропитывали свежие доски еще до того как сделать заготовки для инструмента.
Слова профессора подтверждаются: исследователи обнаружили следы химических веществ не только на поверхности инструментов, но и внутри самой древесины. Причем характер обработки бесспорно влиял на звук.
Секрет состава пропитки был свой у каждого мастера и охранялся чрезвычайно ревниво, готовили его самостоятельно. Но вот в получении ингредиентов было никак не обойтись без аптекаря. И по всему выходит, что и Страдивари, и Гварнери весьма плотно сотрудничали с местными фармацевтами.
Работа ученых не закончена: предстоит выяснить, как именно химические соединения повлияли на древесину, что придало инструменту столь уникальное качество звука. Планируется изучить скрипки авторства не только Страдивари и Гварнери, но и других мастеров Золотого периода (к нему относят время с 1660 по 1750 год) из итальянской Кремоны. Планируется подключить к работе лучших современных реставраторов, специализирующихся на восстановлении старинных инструментов.
СПРАВКА БЕЛТА+
Антонио Страдивари успел сделать около 1200 скрипок, его инструментами владели в том числе представители королевской семьи. До наших дней сохранилось примерно 600 инструментов.
Джузеппе Гварнери (дель Джезу) под конец жизни страдал от различных недугов, его инструменты значительно потеряли в качестве. Однако скрипки периода расцвета мастера считаются не хуже инструментов Страдивари. На сегодня известно лишь 140 скрипок Гварнери в рабочем состоянии. На одной из таких играл прославленный Никколо Паганини.
Инструменты великих мастеров прошлого не имели себе равных по звуку в течение 220 лет. Сегодня скрипка Страдивари может быть оценена в $10 млн, а скрипка Гварнери в еще большую сумму.
| Подготовила Алина КАШТАНОВА, БЕЛТА+
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад