Практически в каждом детективе мы видим, как эксперты составляют фотороботы предполагаемых преступников. Мы узнали, сколько времени уходит на составление фоторобота и почему реальные лица преступников не всегда похожи на «нарисованные» портреты.
Одной из наиболее сложных и значимых проблем, возникающих в процессе расследования и раскрытия преступлений, в частности – при розыске преступника – является установление личности подозреваемых, а также тех лиц, которые причастны к преступлению.
История методов формального описания и представления преступников началась в конце XIX века, с идеи регистрации преступников по основным внешним признакам.
На протяжении долгого времени, в отсутствии технических возможностей, портреты преступников и иных, разыскиваемых лиц, выполнялись профессиональными художниками, что было весьма сложно и долго.
Затем стали применяться прозрачные плёнки с изображениями черт лица, которые позволяли составить портрет. Эти разрозненные фрагменты последовательно выбирались свидетелем или потерпевшим и накладывались друг на друга. После этого полученное изображение фотографировалось и передавалось оперативным работникам.
В начале 1990-х годов вместо пленочных рисунков в милиции стали применять фотоснимки с элементами лиц реальных людей в одинаковом масштабе. В результате чего получалось уже не рисованное изображение, а прототип фотографии, которая более реалистична, а соответственно, более воспринимается людьми. Эти фотофрагменты размещались на катушках в приборе с пятью отверстиями.
И только в 1998 году при составлении фотокомбинированного портрета стал применяться компьютер. Специально для этого разрабатывалось программное обеспечение. Общий принцип оставался прежним -из отдельных фрагментов составляли конкретное лицо, что ускорило и сделало изготовление фотороботов более качественным. В настоящее время меняется лишь программная составляющая, чтобы сделать этот процесс ещё быстрее, а изображение – максимально реалистичным.
Составлением фотороботов, или, как профессионально это называется, субъективных портретов, занимаются эксперты-криминалисты. Фотороботы составляются со слов потерпевших или свидетелей преступления. Криминалисты, используя специальную программу, составляют изображения лиц из отдельных фрагментов. В базе содержатся тысячи глаз, носов, бровей и даже морщин.
При составлении «портрета» важную роль играет то, насколько хорошо человек запомнил преступника. Но и это не гарантирует высокое сходство фоторобота с реальным лицом.
– Немаловажно, как человек может словесно описать злоумышленника, – поясняет старший эксперт экспертно-криминалистического сектора Сергей Будрица. – Сложности в описании возникают у всех. Бывает так, что сначала они говорят, что преступник был блондин с голубыми глазами, а через несколько минут он у них уже зеленоглазый брюнет.
Все люди, как отмечает наш собеседник, воспринимают внешность другого человека по-разному.
Первое, что делает эксперт при составлении фоторобота, – обсуждает с человеком обстоятельства преступления: при каком освещении, на каком расстоянии и в какое время суток тот видел злоумышленника. Затем узнаёт расу, пол и возраст преступника. А дальше «рисует» портрет, придерживаясь принципа «сверху вниз»: форма головы, цвет и длина волос, лоб, брови, глаза.
Каждый элемент можно расширить, вытянуть, опустить или поднять. Лицо преступника можно состарить, «надеть» на него шляпу или очки, а также нанести шрам, родинку или татуировку.
– Но чем больше элементов человек видит, тем больше путается. Главное, чтобы он долго не всматривался в одни губы или брови, потому что начнет сомневаться, – отмечает Сергей Будрица.
На составление фоторобота уходит от 30 минут до нескольких часов. Последний шаг – уточнение у свидетеля или потерпевшего, насколько субъективный портрет похож на реального преступника.
– Идеальный фоторобот, похожий на человека или его фотографию, составить достаточно сложно, – подчеркнул начальник районного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Александр Шлык. – Это не копия человека, по которой можно быстро найти злоумышленника, а своего рода помощь сотрудникам правоохранительных органов.
Я решила испытать всё на себе: предложила экспертам-криминалистам составить мой фоторобот. Более часа напряжённой работы – и фоторобот готов. И это притом, что Сергей Андреевич видел меня первый раз! Тут начинаю понимать, каково людям, описывающим преступника, которого они видели всего несколько секунд. Да где там запомнишь ширину бровей грабителя, когда, к примеру, у тебя из рук вырывают телефон!
Когда эксперт составлял портрет на экране, я путалась ещё больше: вроде и эти брови похожи, и те. И всё равно казалось, что что-то не то. Возможно, мешал тот факт, что я сидела рядом со старшим экспертом и постоянно была недовольна то носом, то глазами и даже бровями. Я была выжата как лимон, для меня все детали стали одинаковыми.
– Чем дольше человек рассматривает фрагмент, тем больше сомневается. Не всматривайтесь долго в одни брови, – советует мне Сергей Будрица.
Вернувшись в редакцию, показала коллегам свой фоторобот. Они с интересом рассматривали и сравнивали субъективный портрет с оригиналом, мол, вот, значит, какой ты себя видишь. Ну а я теперь стараюсь внимательнее изучать внешность своих знакомых: форму глаз и углы изгиба бровей. Мало ли что…
Анна МАКАР
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад