Дом Генрика Дзитко стоит на окраине агрогородка Поречье в окружении высоких туй и разросшегося шиповника. Ухоженный двор, а посередине – огромный ангар. Именно там мирно стоят почти три десятка железных коней. Мощные «Уралы», компактные «Явы», грациозные венгерские «Pannonia» и олдскульные мотороллеры.
Сам Генрик Адамович в свое время окончил автотракторный факультет политехнического института в Минске, поэтому со всей мототехникой мужчина на «ты». К тому же в семье всегда были мотоциклы, молодым парнем Генрик Дзитко гонял на «Яве». А потом решил собирать отечественную мототехнику. В начале 90-х, когда многочисленные заводы стали сворачивать производство железных коней, Генрик Адамович решил ускориться, иначе показать в будущем внукам будет нечего. Так стала пополняться коллекция советскими байками.
Один из первых экземпляров в коллекции, он же и самый «возрастной» – ИЖ-49. С внутренней стороны крышки бака приделан мерный стаканчик. Дело в том, что для мотоциклов бензин нужно разбавлять с моторным маслом – не ошибиться с пропорцией последнего, как раз и помогала эта емкость. Бардачка тоже не было, но благодаря полету инженерной мысли советских разработчиков на баке появилась специальная закрывающаяся ниша. Рядом с ИЖ стоят две венгерские «Pannonia»: одна с коляской, другая без. Эти мотоциклы в продаже были в основном в двух цветах – черного и синего, красные экземпляры встречались редко. Поэтому Генрик Адамович решил придать одной из своих «Pannonia» уникальность – покрасил ее именно в красный. Рядом с мотоциклами стоят и советские мотороллеры – первый «Турист», выпущенный в 1970 году, и рядом – грузовой «Муравей», на котором раньше развозили продукты в детские сады или использовали для перевозки небольших грузов на заводах.
Например, скоростную и компактную «Яву» предпочитала молодежь. Особо отчаянные даже могли укатить на ней на море, а вот в коляске мощного «Урала» спокойно перевозили не только людей (на что, собственно, она и была рассчитана), но даже сельскохозяйственную продукцию: в ней спокойно могло поместиться пять мешков картошки.
Большинство мотоциклов не на ходу.
– Это и не нужно, – считает Генрик Дзитко. – Экономически нецелесообразно держать их все в рабочем состоянии – топливо, страховка, заряженные аккумуляторы – ни времени, ни денег не хватит.
Поэтому основная часть мотоциклов стоит молча, и лишь некоторые издают характерный рев и даже выезжают. Например, М-1036 коллекционер переделал под себя. Ездит на нем за грибами или просто катается по лесу.
– Здесь сделана облегченная коляска, потому что серийный ее прототип тяжелый. Сделаны ограждения на рукоятки руля и на двигатель – получилась своеобразная защита от веток. Впереди на коляске поставлены специальные крюки, на которые намотана веревка. Сделано это для того, чтобы можно было вытащить технику из грязи, если мотоцикл где-то увязнет, – рассказывает собеседник.
Генрик Адамович признается, что собирать советские мотоциклы не так-то просто. Одна из проблем – сегодня нет доступных мотомастерских, где можно было бы отремонтировать такую технику. Да и с запчастями на модели того времени беда.
– Чтобы собрать один мотоцикл, необходимо иметь два таких. Потому что вся техника старая, заводы не производят запчасти к таким мотоциклам. Да что там – уже и заводов-то таких нет! – поделился наболевшим коллекционер.
И тем не менее коллекционер всегда с удовольствием показывает своих железных коней гостям: сюда заглядывают и байкеры, и семьи с детьми, и просто ностальгирующие по тем временам. Ведь в просторном ангаре Генрика Дзитко поместилась не просто коллекция мотоциклов, а целая эпоха.