— Валерий Николаевич, недавно завершен набор в ссузы и профессиональные лицеи этого года. Расскажите об его итогах.
— По уровню среднего специального образования контрольные цифры приема выполнены в полном объеме. Зачислено более 36 тысяч человек по 153 специальностям. Тренд нынешней вступительной кампании — в колледжи подано больше заявлений, чем в прошлом году, причем количество желающих поступить туда девятиклассников тоже увеличилось. Конкурсы составили 1,5–2 человека на место.
Что касается уровня профессионально-технического образования, то по некоторым специальностям еще идет дополнительный набор, который завершится 15 сентября.
Есть объективные факторы, которые негативно отражаются на наборах в учреждения профессионально-технического образования. За последние десять лет количество выпускников школ уменьшилось в два раза. Мы имеем дело с последствиями демографического кризиса, начавшегося в 90-е годы прошлого века. И если посмотреть на контрольные цифры приема, то на всех уровнях — высшего, среднего специального и профессионально-технического образования — тоже стало почти вдвое меньше абитуриентов. То есть сегодня просто-напросто физически не хватает молодых людей, чтобы удовлетворить потребности предприятий кадрами за счет молодых специалистов. Дефицит нужно закрывать путем переобучения и повышения квалификации работающих, перераспределения трудовых ресурсов и модернизации производственных процессов.
— Нельзя отрицать и некоторое снижение интереса к рабочим профессиям в обществе…
— Эта тенденция во многом объясняется тем, что на выбор абитуриентов влияют родители, а их представления сформированы во времена, когда экономика и промышленность находились в кризисе. Мамы и папы сегодняшних выпускников школ часто связывают достойные условия труда и более высокую зарплату исключительно с высшим образованием. А тем временем отечественная промышленность динамично развивалась, открывались новые производства, в том числе высокотехнологичные. Сейчас процесс модернизации продолжается. И условия труда, и зарплата рабочих на таких предприятиях по многим позициям привлекательнее, чем у специалистов с высшим образованием. Поэтому нужно проводить масштабную работу, чтобы развенчивать мифы о рабочих специальностях, информировать общество об изменениях труда в реальном секторе экономики и возможностях карьерного роста, начиная с рабочих профессий.
Такое положение дел подталкивает учебные учреждения профессионального образования к тесному взаимодействию с предприятиями, которым нужны высококвалифицированные рабочие. Нужно менять содержание подготовки. Ведется профориентационная работа с выпускниками школ, чтобы заранее привлекать будущих абитуриентов к себе. Хотя и самим предприятиям следует активнее этим заниматься. О чем, кстати, говорил Президент на Республиканском педагогическом совете.
— Неоднократно сталкивалась с тем, что люди с высшим образованием переучивались на рабочие профессии. Насколько это сегодня распространенное явление?
— Дело в том, что ежегодно в стране более 290 тысяч человек повышают квалификацию и проходят переподготовку. И основная доля — это граждане с высшим образованием. Нам же для выполнения задач госпрограммы социально-экономического развития страны по улучшению регионов, созданию новых рабочих мест и повышению производительности труда необходимо переобучать и повышать квалификацию производственного персонала, так как именно эта категория создает добавленную стоимость своим трудом.
Обучение и переобучение рабочих по немассовым профессиям проводится на самих предприятиях. Допустим, одно производство модернизировали и автоматизировали, из-за чего инженерно-технический персонал сократили. Специалисту с высшим образованием приходится либо уволиться, либо переобучиться и остаться на новом рабочем месте. Сохранить постоянную занятость и зарплату, чуть потеряв в статусе, согласитесь, вполне адекватное решение.
Безусловно, обладатели дипломов о высшем образовании и тем более те, у кого есть опыт работы, не учатся в ПТО на дневной форме обучения вместе с выпускниками школ. Они переучиваются по программам дополнительного образования взрослых с сокращенным курсом. Не редкость ситуации, когда руководитель предприятия для освоения какой-то сферы изучает специфику рабочей специальности. Например, начальник отдела продаж автомобилей с высшим экономическим образованием решает открыть хлебопекарню и осваивает профессию пекаря, потому что это поможет ему более эффективно выстраивать свой бизнес.
Есть высокотехнологичные виды рабочих профессий, для которых уже недостаточно профессионально-технического образования. Таких готовят по программам среднего специального образования. Возьмем для примера специальность «эксплуатация мехатронных систем», которая в последние пять лет успешно развивается по инициативе ведущих предприятий машиностроения. Чтобы быть специалистом в этой сфере, человек должен обладать навыками программирования, знать устройство станков и уметь их обслуживать. Раньше это делали несколько разных работников. А теперь все выполняет один специалист с уровнем среднего специального образования.
В стране появилось много рабочих профессий с новыми трудовыми функциями, которые ранее не были востребованы. Как пример — электрики с навыками программирования. Они требуются в организациях, занимающихся монтажом энергосберегающих технологий и системы «Умный дом». Здесь без знаний по программированию микроконтроллеров, которые устанавливаются в этой системе, не обойтись. Раньше проектированию и наладке таких систем обучали только на уровне высшего образования. Теперь с проектированием в пределах одной квартиры или комнаты успешно справляется специалист со средним специальным образованием.
— Какие специальности в системе профессионального образования сегодня в топе?
— На уровне профессионально-технического образования — парикмахеры, слесарь по ремонту автомобилей, повара. По первой специальности идут абитуриенты со средним баллом аттестата 8, по второй — ребята с баллом 7 и выше. В топе колледжей — программирование, обслуживание автомобилей, мехатроника, электроснабжение, юридическое дело и экономика.
Хотя с каждым годом судить о наиболее популярных у абитуриентов специальностях все сложнее, потому что подготовка кадров тесно связана с региональными потребностями. И специальности, пользующиеся спросом в Брестской области, например, для сельского хозяйства, могут оказаться маловостребованными в столице.
Раньше о востребованности рабочей профессии можно было судить по конкурсу. Сегодня информация о ходе вступительной кампании доступна абитуриентам в режиме реального времени, и конкурс выходит «плавающий». Допустим, выбрал парень профиль машиностроения. По нему готовят политехнический колледж, колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе, машиностроительный и еще несколько учреждений образования — итого семь. Абитуриент выбирает то, где вероятнее всего он пройдет. А если видит, что поступающих много и у них более сильный балл, он идет в другой лицей. Раньше на программирование конкурс был до 20 человек на место, а сегодня из-за «миграции» абитуриентов во время приемной кампании так не скажешь: за это время несколько раз молодежь меняет учебное заведение.
Подготовка кадров в регионах отражает структуру их экономик. Если набираем текстильщиков, значит, местное предприятие текстильщиков дает запрос на кадры. Меняется потребность в количестве кадров — меняется и набор абитуриентов. Изменилась производственная линия — ее модернизировали — учреждение образования отрабатывает содержание учебных программ. Их можно менять с условием согласования с предприятиями, для которых они готовят и которые имеют преимущественное право при распределении молодых специалистов.
— Перечень специальностей, по которым готовят в системе ПТО, из года в год обновляется. Какие новые рабочие специальности в этом году появились, а какие, наоборот, исчезли?
— В этом году на уровне среднего специального образования разработаны новые специальности — обслуживание систем водоподготовки и водоочистки (квалификация «техник-технолог») и архитектурный дизайн городской среды (квалификация «техник-архитектор»). Однако первый набор на них начнется с 2022 года.
Совместно с предприятиями мы стали готовить монтажников каркасно-обшивных конструкций. В пяти учреждениях ПТО в этом году проводили набор.
По инициативе Министерства информатизации и связи из учебных программ мы убрали такую специальность, как электромонтер стационарного оборудования проводного вещания. Набора на нее уже не было несколько лет, но, прежде чем исключить ее, нужно было убедиться, что на предприятиях эта профессия не востребована.
Ресурсы — в гибкости
— Чтобы быстро реагировать на запросы рынка труда, в стране создаются ресурсные центры по различным отраслям экономики, оснащенные передовым оборудованием, на котором обучаются учащиеся и студенты, а также повышают квалификацию действующие работники. Сколько их сейчас и чувствуется ли отдача от их создания?— Сегодня у нас в Беларуси функционирует 51 ресурсный центр, которые равномерно распределены по всем регионам и создаются с учетом особенности их экономики. Станкостроение и машиностроение, например, развивается в Минске, Гомеле и Орше, и в этих городах работают ресурсные центры по этому профилю и используются для обучения учащихся профильных учреждений этого региона.
Создание ресурсных центров позволяет более рационально и эффективно вкладывать средства на создание условий для развития кадрового потенциала страны. И число учреждений, использующих базу ресурсных центров для обучения своих учащихся, ежегодно увеличивается. С этого учебного года на базе ресурсных центров будут организованы выездные занятия для студентов учреждений высшего образования.
Экономический эффект от ресурсных центров — повышение качества подготовки кадров, способность молодых специалистов применять современные технологии и оборудование, а также увеличение производительности труда взрослого населения, которое проходит повышение квалификации и переподготовку в ресурсных центрах.
Кто в авангарде?
— Что, на ваш взгляд, можно сделать для повышения престижа рабочих профессий?— На мой взгляд, предприятиям необходимо изменить стратегию кадрового обеспечения. Прежде всего продвигать свои достижения в обществе, формировать новый образ современного человека труда и его причастность к достижениям предприятия, создавать условия для профессионального становления и развития молодых специалистов, их адаптации и закрепления. И начинать надо не с выпускных классов, а с более раннего возраста. Отдельные производства такую стратегию уже начали реализовывать, чего нельзя сказать о малых и средних. Конечно, в одиночку им тяжело. Но нужно объединять усилия и развивать деятельность общественных объединений нанимателей, совместно инвестируя в развитие персонала. В мировой практике такой опыт есть. Объединения нанимателей создают соответствующие фонды, из которых финансируется повышение уровня профессиональной компетентности. При этом государство поддерживает налоговыми преференциями и возможностью отнесения этих затрат на себестоимость.
— А чемпионаты профессионального мастерства?
— Да, это эффективный инструмент повышения привлекательности рабочих профессий. С 2014 года Беларусь присоединилась к международному движению WorldSkill, которое позволяет демонстрировать новейшие технологии и оборудование, а также уровень достижений молодых специалистов в сложных видах деятельности. 83 страны участвуют в международном движении. Оно проводится, как олимпийские игры, один раз в два года по шести группам профессий: строительство и строительные технологии, производство и инженерные технологии, творческие профессии и мода, социальные и персональные услуги, транспорт и логистика, информационные и коммуникационные технологии
— И как наши представители рабочего класса выглядят на международном уровне?
— С каждым годом все лучше. Последний наш результат — 15-е место среди 64 стран на чемпионате в Казани. Взяли награды за высшее профессиональное мастерство в парикмахерском искусстве, веб-технологиях, информационных кабельных сетях и технологии моды. Серебро — по технологии информационного моделирования зданий, бронзу — по технологиям промышленного дизайна. У самых юных участников — (14—16 лет), которые соревнуются в пяти направлениях, — четыре серебряные медали (в графическом дизайне, полимеханике и автоматизации, эксплуатации беспилотных авиационных систем, промышленной робототехнике) и одна бронзовая — по веб-технологиям.
К сожалению, в прошлом году состоялся только национальный этап конкурса, из-за пандемии международный отменили. Не запланировали его и в этом году из-за коронавируса. Намечен на 2022-й, и у нас есть все шансы успешно там выступить.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!