Ограбление под дулом пистолета ‒ это прошлый, а то и позапрошлый век. Схемы преступного заработка эволюционировали, как и сами преступники, и ушли в онлайн. Град сообщений с фишинговыми ссылками, звонки псевдоправоохранителей, цветочный «развод», ложные продавцы на «Куфаре» ‒ вот лишь немногие способы, которыми пользуются мошенники. Как с ними бороться, рассказали в Следственном комитете Республики Беларусь.
Современный мошенник ‒ это вовсе не Остап Бендер с его четырьмястами «сравнительно честными способами отъёма денег», что строились на обстоятельствах, импровизации и обаянии великого комбинатора. В распоряжении нового поколения преступников ‒ около десятка схем, однако они отработаны и отшлифованы донельзя. Для того, чтобы найти болевую точку у жертвы, они готовы обрабатывать её часами, чтобы в конце концов вы сами отдали деньги.
Причём, если мошенники знают о доходах той или иной семьи, то они не чураются надавить на самое слабое звено ‒ ребёнка. Недавно 15-летнему минскому гимназисту позвонил незнакомец с шокирующим известием: родителям школьника грозит уголовное дело. Чтобы замять его, необходима крупная сумма, которую подросток смог найти в родительском сейфе. Мошенники потребовали у ребёнка купить электроинструмент, чтобы он его самостоятельно вскрыл, а найденные там ценности сложил в рюкзак и отдал курьеру. Семья таким образом потеряла более 50 тысяч долларов. В милиции уже успели задержать троих фигурантов уголовного дела, которые передавали украденные деньги по цепочке.
Пройденные психологические тренинги и обучение позволяют мошенникам находить подход к любой целевой аудитории. Если на подростков можно воздействовать угрозой жизни близких и постоянным стрессом, то для одиноких людей они устраивают часовые телефонные разговоры, где интересуются подробностями их жизни. Например, белорусским пенсионерам звонят на стационарный телефон, предлагая установить новые электросчётчики по низкой цене, а иногда ‒ и вовсе бесплатно. В ходе дальнейшего общения жертва сама выдаёт коды доступа для активации мессенджера или другие личные данные.
Молодых людей ловят уже в социальных сетях, мессенджерах, маркетплейсах ‒ Instagram, Telegram, Kufar. В первом социальном медиа ловят на крючок любителей дешёвых цветов или кроссовок. Вы заказываете товар, вам в директ присылают ссылку, перейдя по которой вы сможете его оплатить. После клика в лучшем случае вы лишитесь указанной суммы, в худшем ‒ мошенники получат доступ к вашей карте.
Фишинговые ссылки (то есть ссылки на ресурсы, созданные для кражи ваших личных данных) ‒ это вообще универсальные способы мошенничества, подходящие под любую аудиторию. Новые (или хорошо забытые старые) примеры появляются день ото дня: недавно участились SMS-рассылки от якобы «Белпочты», где сообщается о задержке вашей посылки. Для уточнения личных данных от вас просят перейти по ссылке. Подобные рассылки могут быть и от «банков», поддельных «лотерей» и т.д. Практически везде они сулят выгоду или выигрыш, о котором вы даже не догадывались. Само собой, выгоду и куш сорвут только мошенники, но никак не вы.
Однако в последнее время вишинг (телефонные звонки от мошенников) постепенно вытесняет фишинг. Людям всё чаще звонят фальшивые сотрудники банков, следователи, сотрудники милиции и других правоохранительных органов. Они даже склонны соглашаться с вами: дескать, всё действительно похоже на мошенничество, и вы действительно можете позвонить в головной офис банка (РОВД), однако только потеряете драгоценное время. Чаще всего мошенники обращают внимание именно на срочность ситуации: ваши деньги украдут ПРЯМО СЕЙЧАС, или ваш родственник ТОЛЬКО ЧТО попал в аварию и находится при смерти и т.п. Таким образом жертву пытаются выбить из колеи: в стрессовой ситуации выплеск адреналина мешает действовать рационально и обдуманно.
Какие ещё есть признаки онлайн-мошенничества, кроме мнимой срочности? Следственный комитет выделяет следующие:
‒ слишком хорошо, чтобы быть правдой. Невероятные скидки, низкие цены, быстрый и лёгкий заработок ‒ верные признаки того, что заработать хотят именно на вас;
‒ неизвестные источники. Письма, звонки или сообщения от неизвестных отправителей всегда нужно рассматривать через призму подозрения, особенно если они просят вас предоставить личные данные;
‒ слишком много просьб о личной информации. Это касается прежде всего телефонных звонков. Обходительные сотрудники банка вежливо просят номер карты и трёхзначный код, чтобы предотвратить кражу денег с вашего счёта? Именно они их у вас и уведут.
При соблюдении этих правил вы сможете оставить мошенников не у дел. Однако этими знаниями стоит поделиться и с родственниками. Если вы не найдёте время для своей бабушки, чтобы побеседовать с ней по телефону и рассказать, как пользоваться смартфоном, это вместо вас сделают мошенники. И помните: в Интернете всё далеко не то, чем кажется.
Без купюр
Татьяна Шаюк, следователь по особо важным делам главного управления цифрового развития предварительного следствия Следственного комитета:
‒ Мошенники становятся изобретательнее, их сообщения и звонки порой сложно отличить от официальных. Они очень трепетно и бережно относятся к информации об общественно-политической, экономической и социальной ситуации в стране, которая публикуется на официальных ресурсах. В дальнейшем она используются для совершенствования преступных схем.
Памятка
Если вы стали жертвой онлайн-мошенничества, действовать нужно быстро и решительно.
- Если мошенники получили доступ к вашей банковской карте, немедленно заблокируйте ее.
- Свяжитесь с банком по телефону или через мобильное приложение и сообщите о ситуации.
- Измените пароли ко всем счетам, которые могли быть скомпрометированы мошенниками.
- Используйте «сильные» и уникальные пароли для каждого аккаунта.
- Обратитесь в правоохранительные органы.
Виктор МОХАНЬ
Фото носит иллюстративный характер
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад